Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительный анализ модели адаптивного поведения и модели профессионального развития учителя

Определение 1

Модель трудовой деятельности педагога – это способы реализации педагогом своих профессиональных функций и выполнения разнородных операций, ориентированных на решение образовательных и воспитательных задач.

Новые стандарты – ФГОС, это регламентирующие основы образовательной деятельности, которые формируют идеальный образ профессиональной работы педагога. Он реализуется в разных вариациях и формах в практической работе каждого педагога.

В настоящее время профессиональный педагогический труд реализуется на основании одной из двух моделей:

  1. Модель адаптивного поведения.
  2. Модель профессионального развития педагога.

Пути профессионального становления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пути профессионального становления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модель адаптивного поведения и ее особенности

Модель адаптивного поведения – это организация педагогической деятельности, опирающаяся на принципы адаптации к внешним условиям жизнедеятельности и подчинения им.

Педагог выстраивает свою работу таким образом, чтобы удовлетворить социальные потребности и интересы. Он приспосабливается к образовательной среде, ее условиям, не внося в них чего-то нового: методов, форм работы.

Деятельность педагога опирается на имеющийся педагогический опыт. Он не стремится к использованию нестандартных подходов в обучении, а предпочитает опираться на существующие шаблоны. Он действует строго по инструкции.

Методические основы деятельности, ориентированные на применение педагогом творческого подхода к делу, используются, лишь, в качестве способа нахождения конкретной технологии деятельности, которая позволить достичь целей и задач образования, разрешить трудности, возникающие в работе.

В ходе своей профессиональной деятельности педагог сам приспосабливается к среде и, стремится приспособить ее к себе – собственному ритму, темпу работы, собственным интересам и потребностям, т.е. учащиеся становятся зависимыми от интересов педагога.

«Сравнительный анализ модели адаптивного поведения и модели профессионального развития учителя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В своем профессиональном развитии педагог, выбравший стратегию адаптивного поведения, проходит две стадии:

  1. Профессиональная адаптация. Она связана с приспособлением педагога к своей работе, условиям ее реализации, особенностям функционирования образовательного заведения, педагогическому коллективу, требованиям руководства, желаниям и интересам коллег. Педагог начинает руководствоваться принципами работы коллег, их опытом, применяемыми методами и средствами, не думая об их эффективности и рациональности.
  2. Профессиональная стагнация. На этой стадии педагог расслабляется, и его профессиональная активность падает. Он уже приспособился к работе коллектива, работает по шаблонам, не привносит ничего нового и не стремится к этому. Потому, его профессиональное развитие претерпевает торможение.

Модель профессионального развития педагога

Модель профессионального развития педагога – это построение педагогической деятельности с опорой на инновации, передовой педагогический опыт, собственное личностное и профессиональное развитие.

В основе данной стратегии педагогической деятельности лежит принцип саморазвития педагога. Он развивается посредством расширения своих профессиональных знаний и навыков, развития личностных качеств, преобразуя окружающую его педагогическую действительность.

Педагог становится созидателем своей профессиональной деятельности. он работает над собой – своими знаниями и навыками, личностными характеристиками и, активно воздействует на развитие учащихся, давая им свободу экспериментирования, творческого поиска, возможности выбора собственного образовательного маршрута.

В своей профессиональной деятельности педагог постоянно делает выбор использования традиционных или инновационных методов работы, способов организации учебного процесса, конкретного занятия, использование шаблонных методов работы или разработке собственных. Это делает педагога ответственным и решительным, что в итоге, развивает его как личность и профессионала.

В своем развитии педагог, выбравший данную стратегию, проходит следующие этапы:

  1. Этап самоопределения педагога. Здесь, педагог занимает позицию субъекта педагогического процесса. Он знакомится с чужим опытом, существующими шаблонами работы, но сохраняет свои взгляды на педагогический процесс и методы его организации.
  2. Этап самовыражения. Здесь, происходит соотнесение деятельности педагога, поведения в рамках реализации педагогического процесса с мотивацией, лежащей в основе его профессиональной деятельности. Педагог стремится полноценно реализовать свои профессиональные возможности и творческие способности. Ему открываются новые профессиональные горизонты, что активизирует его творческую деятельность, развивает желания ухода от шаблонов, повседневной педагогической практики.
  3. Этап самореализации. Он связан с осознание педагогом своей профессиональной деятельности, ее смысла и назначения. Педагог стремится самореализоваться через свою профессиональную деятельность, которая открывает для него возможности удовлетворения своих потребностей и интересов. В частности, он реализуется в творческом направлении, применяя в своей работе креативный подход, преобразую учебно-воспитательный процесс по своему видению его продуктивной реализации.

Источником развитие педагога является его профессиональное самосознание. Оно выступает зеркальным отражением восприятия педагога учащимися.

Актуальность применение моделей адаптивного поведения и профессионального развития в педагогической практике

Следует отметить, что на сегодняшний день, обе эти модели находят применение в образовательном процессе.

Модель адаптивного поведения, часто, используется педагогами-новичками, т.е. теми, кто только что окончил ВУЗ и вступил на профессиональный путь. Педагог, в данном случае, стремится адаптироваться к новым условиям, беря в основу опыт деятельности коллег. Однако, эта модель может измениться в дальнейшем, если педагог станет на путь своего профессионального развития.

Модель профессионального развития педагога носит более продуктивный характер. Она позволяет сформировать из педагога творца, созидателя, способного к новым открытиям в педагогике. Для этого необходима решительная, ответственная, сильная, гибкая личность, умеющая адаптировать свои взгляды и идеи под меняющиеся педагогические обстоятельства. Педагог, способный идти наперекор принятым шаблонам деятельности расширяет свои потенциальные возможности и открывает новые пути развития образовательной деятельности.

Что касается модели адаптивного поведения педагога, то она тормозит его развитие. Да, педагог выполняет свои профессиональные функции, обучает подрастающее поколение, но его профессиональное развитие остается на исходном уровне, что никак не приводит к развитию образовательной деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot