Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Техническая направленность в образовании

Определение 1

Техническая направленность в образовании – это направленность, ориентированная на развитие у учащихся технических и научных способностей, целенаправленную организацию научно-исследовательской деятельности, имеющую большое значение для научно-технического и социально-экономического потенциала общества и государства.

Блоки технической направленности образования

Техническая направленность в образовании, представленная в рамках дополнительного образования детей, имеет две основные направленности: спортивно-техническое и научно-техническое:

  1. Спортивно-техническое направление представлено техническими видами спорта и техническим творчеством детей спортивной направленности.
  2. Научно-техническое направление представлено образовательными программами, связанными с конструированием единичных и уникальных технических систем, решением инновационных научных задач и т.д.

Техническая направленность в образовании представлена несколькими крупными блоками:

  1. Блок – моделизм.

    Моделизм – это моделирование, конструирование и постройка моделей различных видов техники, например, построение модели корабля или самолета.

  2. Блок – радиоэлектроника.

    Радиоэлектроника – это блок, включающий в себя различные научно-технические направления, такие как радиодело, радиоспорт, микроэлектроника и т.д.

  3. Блок – компьютерные (информационные) технологии.

    Данный блок является относительно молодым, его появления обусловлено переходом современного общества от индустриального к постиндустриальному строению, которое характеризуется тем, что люди все чаще решают свои проблемы посредством ИКТ.

Представленные блоки не являются окончательными и представляющими всю полноту технической направленности образования. Она обширна, в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.

Цели и задачи технической направленности образования

Задачи технической направленности образования принято решать в несколько последовательных этапов, каждый из которых является обязательным для выполнения:

«Техническая направленность в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • осознание и обоснование идеи задания;
  • техническая разработка;
  • практическая работа над объектом задания;
  • апробация полученных результатов;
  • оценка проделанной работы.
Замечание 1

Основная цель технической направленности образования – организация условий, необходимых для развития личности, способной позитивно самовыражаться через собственное научно-техническое творчество.

Цели технической направленности в образовании зависят от образовательной программы, в рамках которой она реализуется, а также она конкретизируется в зависимости от возрастных потребностей и возможностей учащихся.

Задачами технической направленности образования являются:

  1. Приобретение учащимися основных знаний и сведений по основам выбранного технического направления, ознакомление с его историей.
  2. Формирование у учащихся образного технического мышления, умения выражать собственный замысел через рисунок, набросок или чертеж.
  3. Развитие у учащихся интереса и любознательности к различным техническим устройствам и объектам, стремления их понимать, разбираться в их конструкции и работе, желании создавать модели и макеты данных объектов.
  4. Воспитание у детей взаимопонимания, доброжелательности и желания доставлять своим техническим творчеством радость и удивление людям.
  5. Воспитание у детей усидчивости, терпения и трудолюбия; формирования умения рационально распределять собственное время, составлять план работы и адекватно анализировать результаты собственной деятельности.

Оценка эффективности решения всех поставленных задач осуществляется посредством публичного обсуждения результата проведенных исследований. Например, обсуждение построенной модели, выявление ее недостатков и достоинств. Важно, чтобы в процессе обсуждения недостатков, вся критика была конструктивна, а доводы аргументированы.

Для обсуждения результатов используются такие формы образовательного процесса как научно-практические конференции, практические и лабораторные занятия и т.п.

Немаловажным для укрепления мотивации учащихся является признание полученных ими результатов. Признанием может быть официальная публикация полученных результатов или выступление на научных всероссийских научных конференциях. Необходимо отметить, что в настоящее время признание может быть осуществлено и посредством Интернет.

Участие в различных конференциях предоставляет учащимся возможность не только показать свои достижения, но и получить опыт позитивного личностного взаимодействия в определенной сфере технического творчества.

Компетентности, формируемые в сфере технической направленности образования

Компетентности, которые формируются у учащихся в рамках технической направленности образования, принято подразделять в зависимости от возрастной группы.

Младший школьный возраст:

  • умение пользоваться при моделировании несложными чертежами, схемами и алгоритмами;
  • понимание специальных терминов и обозначений, умение пользоваться ими в практической деятельности;
  • умение выполнять пошаговые инструкции, согласовывать свои действия с функциональными и монтажными схемами;
  • способность предугадывать результат работы;
  • построение несложных моделей по готовым схемам и чертежам.

Подростковый возраст:

  • умение самостоятельно извлекать необходимую информацию из специальной и общетехнической литературы;
  • опыт эксплуатации технических систем, способность оценивать эффективность их функционирования;
  • умение самостоятельно определять неизвестные термины, анализировать и обобщать разнородную по составу информацию;
  • умение самостоятельно строить сложные технические модели и системы, по частично доработанным схемам и чертежам.

Старший возраст:

  • умение самостоятельно организовывать исследовательскую деятельность, направленную на проектирование новой технической системы, либо на улучшение характеристик старой;
  • способность самостоятельно организовывать поиск необходимой информации, умение работать с различными источниками;
  • помимо навыков разработки сложных схем и моделей, умение составлять отчеты о проделанной работе, выступать с ними на конференциях.
Дата последнего обновления статьи: 27.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot