Техническая направленность в образовании – это направленность, ориентированная на развитие у учащихся технических и научных способностей, целенаправленную организацию научно-исследовательской деятельности, имеющую большое значение для научно-технического и социально-экономического потенциала общества и государства.
Блоки технической направленности образования
Техническая направленность в образовании, представленная в рамках дополнительного образования детей, имеет две основные направленности: спортивно-техническое и научно-техническое:
- Спортивно-техническое направление представлено техническими видами спорта и техническим творчеством детей спортивной направленности.
- Научно-техническое направление представлено образовательными программами, связанными с конструированием единичных и уникальных технических систем, решением инновационных научных задач и т.д.
Техническая направленность в образовании представлена несколькими крупными блоками:
Блок – моделизм.
Моделизм – это моделирование, конструирование и постройка моделей различных видов техники, например, построение модели корабля или самолета.
Блок – радиоэлектроника.
Радиоэлектроника – это блок, включающий в себя различные научно-технические направления, такие как радиодело, радиоспорт, микроэлектроника и т.д.
Блок – компьютерные (информационные) технологии.
Данный блок является относительно молодым, его появления обусловлено переходом современного общества от индустриального к постиндустриальному строению, которое характеризуется тем, что люди все чаще решают свои проблемы посредством ИКТ.
Представленные блоки не являются окончательными и представляющими всю полноту технической направленности образования. Она обширна, в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.
Цели и задачи технической направленности образования
Задачи технической направленности образования принято решать в несколько последовательных этапов, каждый из которых является обязательным для выполнения:
- осознание и обоснование идеи задания;
- техническая разработка;
- практическая работа над объектом задания;
- апробация полученных результатов;
- оценка проделанной работы.
Основная цель технической направленности образования – организация условий, необходимых для развития личности, способной позитивно самовыражаться через собственное научно-техническое творчество.
Цели технической направленности в образовании зависят от образовательной программы, в рамках которой она реализуется, а также она конкретизируется в зависимости от возрастных потребностей и возможностей учащихся.
Задачами технической направленности образования являются:
- Приобретение учащимися основных знаний и сведений по основам выбранного технического направления, ознакомление с его историей.
- Формирование у учащихся образного технического мышления, умения выражать собственный замысел через рисунок, набросок или чертеж.
- Развитие у учащихся интереса и любознательности к различным техническим устройствам и объектам, стремления их понимать, разбираться в их конструкции и работе, желании создавать модели и макеты данных объектов.
- Воспитание у детей взаимопонимания, доброжелательности и желания доставлять своим техническим творчеством радость и удивление людям.
- Воспитание у детей усидчивости, терпения и трудолюбия; формирования умения рационально распределять собственное время, составлять план работы и адекватно анализировать результаты собственной деятельности.
Оценка эффективности решения всех поставленных задач осуществляется посредством публичного обсуждения результата проведенных исследований. Например, обсуждение построенной модели, выявление ее недостатков и достоинств. Важно, чтобы в процессе обсуждения недостатков, вся критика была конструктивна, а доводы аргументированы.
Для обсуждения результатов используются такие формы образовательного процесса как научно-практические конференции, практические и лабораторные занятия и т.п.
Немаловажным для укрепления мотивации учащихся является признание полученных ими результатов. Признанием может быть официальная публикация полученных результатов или выступление на научных всероссийских научных конференциях. Необходимо отметить, что в настоящее время признание может быть осуществлено и посредством Интернет.
Участие в различных конференциях предоставляет учащимся возможность не только показать свои достижения, но и получить опыт позитивного личностного взаимодействия в определенной сфере технического творчества.
Компетентности, формируемые в сфере технической направленности образования
Компетентности, которые формируются у учащихся в рамках технической направленности образования, принято подразделять в зависимости от возрастной группы.
Младший школьный возраст:
- умение пользоваться при моделировании несложными чертежами, схемами и алгоритмами;
- понимание специальных терминов и обозначений, умение пользоваться ими в практической деятельности;
- умение выполнять пошаговые инструкции, согласовывать свои действия с функциональными и монтажными схемами;
- способность предугадывать результат работы;
- построение несложных моделей по готовым схемам и чертежам.
Подростковый возраст:
- умение самостоятельно извлекать необходимую информацию из специальной и общетехнической литературы;
- опыт эксплуатации технических систем, способность оценивать эффективность их функционирования;
- умение самостоятельно определять неизвестные термины, анализировать и обобщать разнородную по составу информацию;
- умение самостоятельно строить сложные технические модели и системы, по частично доработанным схемам и чертежам.
Старший возраст:
- умение самостоятельно организовывать исследовательскую деятельность, направленную на проектирование новой технической системы, либо на улучшение характеристик старой;
- способность самостоятельно организовывать поиск необходимой информации, умение работать с различными источниками;
- помимо навыков разработки сложных схем и моделей, умение составлять отчеты о проделанной работе, выступать с ними на конференциях.