Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История инженерного образования в России

История инженерного образования в России

Инженерное дело начинается в России с Петра Великого. По требованию императора это инженерную науку начинают изучать не только в Морской академии, но даже в духовных семинариях.

По мнению И. А. Вышнеградского, выдающегося русского ученого, члена Петербургской Академии наук, техническое образование должно распространиться на всю промышленную деятельность.

К началу XX века в России уже работает множество бесплатных вечерних и воскресных школ для рабочих при фабриках и заводах.

Цель распространения технических знаний, кроме учебных заведений, ставили разные технические общества. Русское техническое общество, созданное в 1866 г., ставило перед собой цель – оказывать содействие развитию техники и технической промышленности в России. Со следующего года Русское техническое общество начинает издавать «Записки Императорского Русского технического общества», а затем журнал «Техническое образование».

Редактором и издателем этого журнала был П. К. Энгельмейер – русский инженер и философ техники, увлекавшийся электротехникой, самолетостроением и др.

Механика и математика в XIX веке преподавались на очень высоком уровне, благодаря деятельности М. В. Остроградского, работы которого относятся к прикладным аспектам механики, математического анализа, теории магнетизма, теории вероятностей. Ученый занимался не только научными исследованиями, но и написал учебники по высшей и элементарной математике.

Математическая подготовка на инженерных специальностях была значительно шире, нежели на математическом отделении университета в Санкт-Петербурге.

Организованное в Москве техническое училище стало одним из первых в мире, где преподавали аэродинамику. В XIX веке уровень русских инженерных учебных заведений был очень высок. Что касается сегодняшнего дня, то по индексу глобальной конкурентоспособности в 2000 г Россия из 59 ведущих стран мира занимала 55 место.

Поворотным для страны в политическом плане является 2002 г., когда целью политики государства был провозглашен переход к инновационному пути развития, к формированию новой экономики, основанной на знаниях.

«История инженерного образования в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Инженерное образование в России возвращается к традициям старой школы, которые оказались очень сильными. В российских инженерных учебных заведениях в настоящее время работают компетентные преподавательские кадры, есть достаточное оборудование для обучения будущих инженеров, созданы особые программы подготовки инженеров-исследователей.

В стране созданы благоприятные условия для развития технических наук. За последние десятилетия в России была проведена огромная работа по возрождению российской инженерной школы, которая не только выжила, но и окрепла, стабилизировалась и стала развиваться. Статус инженера приобретает сегодня содержание ему соответствующее.

Проблемы инженерного образования в России

Для развития инновационной экономики необходимы высококвалифицированные специалисты и менеджеры, да и просто технические специалисты – технологи, конструкторы, профессиональные организаторы производства.

Если в развитых странах мира на одного ученого приходится около 10 менеджеров, задача которых заключается в отборе перспективных научно-технических достижений, своевременной патентной защите изобретений и активном их продвижении на рынок, то в России ситуация другая. В нашей стране на 11-12 ученых приходится только один менеджер.

Спрос на управленцев, компетентных в продвижении инновационных проектов в десятки раз превышает предложение. Для того чтобы в инженерном образовании России не происходило болезненной «утечки мозгов», необходимо последовательное превращение технических университетов в центры поддержки и координации инновационной деятельностью.

В стране довольно внушительный список проблем, требующих разрешения, и первая их часть связана с созданием в стране устойчивой и успешной инновационной среды.

Инженерное образование в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Инженерное образование в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В течение короткого времени необходимо преодолеть важные психологические барьеры как внутри научно-образовательных сообществ, так и в обществе.

В стране отсутствуют традиции объединения инновационного творчества ученых и инженеров. Инженерная деятельность не имеет высокого статуса, а инженерная творческая интеллигенция находится в бедственном положении.

Второй большой проблемой является отсутствие традиций работать с разнообразными, кроме государства, заказчиками. Это привело к тому, что не получили развитие целые направления инженерного творчества, нет систем обратной связи.

Десятилетиями все системы образования работали в условиях стопроцентного госзаказа. Не сложились традиции лоббирования в новых условиях своих интересов, проведения необходимых законопроектов, решений и программ.

Эти проблемы затрудняют инновационную деятельность.

Вторая часть проблем касается изменений внутри самого инженерного образования – в целом подготовка инженеров осталась традиционной, отраслевой. С одной стороны, этот консерватизм системы образования в прошедшее десятилетие реформ, сыграл свою положительную стабилизирующую роль. Всё положительное, что за многие годы было накоплено, сохранилось. Однако, с другой стороны, не были выработаны внутренние стимулы модернизации образования.

Между практикой, промышленностью и наукой связь пока очень слабая.

Новое инженерное образование из-за недостаточной информатизации вузов зачастую не реализуется – нет мощных интернет-центров, электронных библиотек, обмена студентами, аспирантами, преподавателями с зарубежными университетами, отсутствуют возможности работы с зарубежными инновационными центрами.

Методы решения назревших вопросов

Чтобы достичь в инженерном образовании новых целей, необходимы новые механизмы – это может быть концентрация ресурсов на приоритетном направлении подготовки инновационных менеджеров. Это может быть использование метода параллельного планирования и проектирования, а также активный выход в мировое информационное и инновационное пространство.

Для достижения новых целей с точки зрения управления, техническим университетам надо меняться в двух направлениях. Прежде всего, они должны быть эффективными организациями, сообществом классных специалистов в данной образовательной сфере, объединенных единой целью. Второе направление изменений связано с необходимостью стать субъектами экономической деятельности. В этом случае управляться они будут уже как деловые предприятия.

Возникает необходимость того, что в вузах должны быть созданы команды «перемен» и «организаторов», действующих совместно.

Команда «перемен» создает новое образовательное пространство, а команда «организаторов» обеспечивает экономическую эффективность вузовской деятельности.

Государство в этой схеме выступает как заказчик кадров, и как партнер, вдохновитель и созидатель инновационной среды.

Технические вузы, по мере их превращения в созидающие организации, должны решать новые задачи:

  • систематическое улучшение всего, что делается с постепенным превращением накопленного в новое качество, т.е. новое инженерное образование;
  • использование успехов для достижения новых целей, новых приложений;
  • внедрение инноваций в процесс обучения.

При реализации этих задач взаимосвязанными становятся знания, производство, бизнес, образование, а университеты являются главным местом их встреч. Стержнем любого дальнейшего развития ради экономического успеха являются согласованные действия образования, науки, промышленности и бизнеса. Для инженерного образования наступило время сосредоточения государственных усилий, усилий бизнеса и общества на создание эффективного инженерного образования, которое должно быть престижным. У России есть все возможности для воспитания будущих поколений инженерных кадров нарождающейся инновационной экономики. Знания должны стать источником успешного развития страны.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot