В истории и современности педагогики прослеживаются две основные педагогические мысли: педагогический традиционализм и новое воспитание (реформаторская педагогика).
Педагогический традиционализм – это течение в педагогике, основанное на традициях, стоящих у истоков становления педагогики как науки.
Новое воспитание или реформаторская педагогика – альтернативное течение, противоположное по взглядам традиционной педагогике.
Педагогический традиционализм
В педагогическом традиционализме выделяют следующие направления.
Социальная педагогика.
Наиболее яркими представителями являются Э. Дюркгейм, Э. Шпрангер, Б. Рассел, С. Айзеке и др.
Основным источником педагогической теории и практики считалось социально-историческое знание.
Ведущая идея социальной педагогики заключалась в том, что человечество в том, виде в каком оно представлено сейчас, обязано тем историческим этапам, которые оно прошло, так как каждый из них наложил свой характерный отпечаток.
Все исторические этапы имеют свои системы идеалов и ценностей, педагогических взглядов и идей, которые отражаются в итоге на человечестве.
Особенность педагогического процесса, согласно социальной педагогике, состоит в том, что деятельность учебного заведения, заключается, прежде всего, в развитии необходимого минимального набора нравственных, интеллектуальных и физических качеств. Таким образом, педагогический процесс трактуется как социальная природа воспитания.
Религиозная педагогика. Представители Э. Бутру, М. Бубер, М. Адлер, Ф. Брюнетьер и другие.
Основная идея – это синтез педагогики и веры.
По мнению, представителей религиозной педагогики, педагогический процесс – это движение по дороге, которая предопределена для каждого свыше.
Человек рассматривался как сочетание добра и зла. Исходя из этого, главной задачей педагогики является преодоление этой двойственности и воспитании в ребенке доброго начала. Решение поставленной задачи видится в строгой дисциплине и послушании. Светская педагогика не рассматривалась как наука, критике подвергалось чрезмерно использование разнообразных педагогических технологий. Таким образом, основной целью религиозной педагогики являлось воспитание христианского человеколюбия.
В рамках религиозной педагогики выделялись такие мысли и концепции как:
- мистико-антропологическая концепция Р. Штайнера (основа – воспитание гуманной личности);
- экзистенциальная педагогическая концепция Ж.П. Сартара (основа – воспитание свободного, мыслящего, одухотворенного человека);
- теория ритмического умственного роста А.Н. Уайтхеда (интеллектуальное развитие соответствует возрастным циклам);
- идея воспитания духовно-исторической рекапитуляции, авторы В. Дильтей и Ф. Бюиссон (повторении в развитии каждого человека истории и культуры человечества).
Философская педагогика. Педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Основу данного направления традиционной педагогики составляли такие теории как:
- философия марксизма (Э. Гернла, К. Цеткен, Ж. Коньо и другие). Представлена довольно противоречивыми мыслями, а именно воспитанием всесторонней личности, соблюдением социальной справедливости воспитания, но при этом прослеживается идея жесткого контроля над чувствами, мыслями и поведением;
- фашистская педагогика (Э. Крик, А. Боймлер, Г. Гюнтер, Дж. Джентиле и другие). Основная идея – это расово-биологическая теория воспитания.
Новое воспитание или реформаторская педагогика
В начале ХХ в. разработано новое течение, которое получило название реформаторская педагогика (новое воспитание).
Реформаторская педагогика крайне негативно относилась к традиционной педагогике. Ее основу составлял углубленный интерес к личности ребенка, а также поиск эффективных решений существующих проблем воспитания. По мнению реформаторов, большое внимание необходимо уделять всему периоду детства, учитывать особенности каждого временного промежутка.
Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности, становление и совершенствование врожденных способностей, осознание собственного «Я».
В рамках реформаторской педагогики выделяют следующие концепции и теории:
- свободное воспитание: согласно данной идее воспитание ребенка должно осуществляться посредством переживания ребенка и накопления им жизненного опыта;
- экспериментальная педагогика: предполагает, что зная особенности психологии конкретного ребенка можно математическим путем высчитать идеальную формулу его воспитания;
- прагматистская педагогика: основой данной теории является прагматизм и конструктивизм, которые предусматривают практическую направленность воспитания и обучения ребенка посредством его природной активности;
- педагогика врожденной умственной одаренности: опровергает эффективность определения умственных способностей с помощью тестов, которые помогают только выявить уровень знаний;
- педагогика прогрессивизма: предполагает практическое направление воспитания, путем спонтанного природного развития ребенка;
- педагогика личности: рассматривают процесс воспитания, как становление и развитие личности через искусство;
- функциональная педагогика: рассматривает основным эффективным и действенным средством воспитания и развития – игру ребенка;
- трудовое обучение и воспитание: выделяет большую роль в полноценном и разностороннем развитии личности ребенка - труд.
Таким образом, исследователи реформаторской педагогики выдвигали разнообразные теории воспитания детей. Многие из данных теорий были внедрены в практику и показали достаточно хороший результат. В целом педагоги-реформаторы внесли большой вклад в развитие педагогической мысли и педагогики как науки.