Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка и становлении его личности. В этот период ребенок получает знания об окружающей его среде, у него формируется отношение к людям и обществу в целом, складывается характер и вырабатываются привычки поведения.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре у ребенка происходит развитие духовных и физических сил, развивается память, мышление, дисциплинированность, коллективизм и т.д. Для ребенка игра – это своеобразная проекция на взрослую жизни, возможность «примерить» на себе роль взрослого, получить жизненный опыт.
Сюжетно-ролевые игры как разновидность игр детей
Сюжетно-ролевые игры – это игры с определенным сюжетом и ролями.
Главная особенность сюжетно-ролевой игры является то, что в ней обязательно есть сюжет, без него невозможна организация и проведение сюжетной игры.
Сюжет игры может быть определен взрослым в рамках воспитательно-образовательного процесса, а может быть придуман самими детьми.
Роль – выступает средством реализации сюжета игры. С точки зрения ребенка роль – это его игровая позиция, образ с которым он себя соотносит.
Классификация сюжетно-ролевых игр условна, чаще всего их делят на три класса:
- Самодеятельные. Игры, возникающие по сюжету, придуманному детьми. Сложность сюжета и количество ролей зависит от возраста участников (опыта, умения, навыков и т.д.). Чем старше дети, тем интереснее и сложнее сюжет игры.
- Игры по инициативе взрослого. Данный класс игр проводится в рамках воспитательно-образовательного процесса, различного рода мероприятий (праздники) и т.д. Соответственно игры имеют какую-то конкретную цель, определенную воспитателем.
- Народные игры (исторические, традиционные, национальные). Эти игры проводятся и в рамках воспитательно-образовательного процесса, и в рамках национальных праздников (масленица, проводы зимы и т.д.).
Характеристики сюжетно – ролевой игры это
• её суверенность (сюжетно-ролевая игра отличается от всех других игр, имеет свои характеристики и особенности, которые выделяют ее в отдельный класс игр); • самостоятельность (сюжетно-ролевая игра, является самостоятельным видом игры); • свобода (в отличие от ряда некоторых игр, сюжетно-ролевая игра хоть и имеет ряд правил, но в процессе игры дети могут менять роли, сюжет и т.д., то есть им предоставлена определенная свобода деятельности); • экспериментальность (в процессе игры дети могут вносить в роль что-то свое, исходя из личного опыта и знаний); • творчество (импровизация); • наличие высокого эмоционального напряжения (сюжет игры всегда захватывает его участников, дает простор фантазии); • самобытность (сюжетно-ролевые игры имеют самобытные особенности).
В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность получения и переработки жизненного опыта.
Содержание и значение сюжетно-ролевых игр в ДОУ
Содержание сюжетно-ролевой игры – это игровое взаимодействие и взаимоотношения детей.
Содержание сюжетно-ролевой игры во многом зависит от возраста детей, то есть оно определяется опытом и знаниями детей, особенностями их развития и воображения, развитостью мышления и речи.
Значение сюжетно-ролевых игр в ДОУ:
- развитие личности ребенка;
- организация детского коллектива;
- средства обучения и самообучения детей;
- коррекция развития детей;
- средство диагностики развития детей;
- психотерапия.
Возможности сюжетно-ролевой игры:
- Развитие детей дошкольного возраста.
- Психическое развитие детей.
- Форма моделирования социальных отношений и ролей в обществе.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры воспитателями ДОУ:
- совместная игра воспитателя и детей, где он играет ведущую роль (в процессе игры воспитатель руководит детьми, распределяет роли, подсказывает и т.д.);
- игра воспитателя и детей, где воспитатель играет второстепенную роль (воспитатель перед началом игры распределяет роли, исходя из возможностей детей);
- игра детей без воспитателя (воспитатель перед началом игры определяет ведущего, оговаривает с ним роли и правила, в процессе игры ребенок сам контролирует процесс).
Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Особенности сюжетно-ролевых игр в ДОУ связаны с возрастными потребностями и возможностями детей:
- Возрастной период 1,5-3 года (первая и вторая младшая группы). В этом возрасте детям трудно запомнить и воспроизвести сложный сюжет, ввиду их малого жизненного опыта. Сюжетные игры проводятся совместно с воспитателем, который играет ведущую роль и помогает детям в процессе игры.
- Возраст 4-5 лет (средняя группа). Дети уже способны исполнять роли, соблюдать сюжет. В этот возрастной период воспитатель учит их менять игровые роли, вступать во взаимодействие с участниками игры. Воспитатель играет совместно с детьми, но уже не всегда ведущая роль закреплена за ним. В сюжетно-ролевых играх детей среднего возраста используются игры бытового характера, а также берутся темы из литературных произведений. Особый интерес проявляется к сюжетным играм по прочитанным сказкам. Детям интересно «примерять» на себя роли сказочных героев, особенно если в детском саду есть костюмы для сюжетных игр (маски животных, накидки, хвосты и т.д.)
- Возраст 6-7 лет (старшая и подготовительная группы). Для сюжетно-ролевых игр этого возраста характерно то, что дети объединяются в группы по несколько человек. Это связано с тем, что они уже проявляют интересы, которые выражаются и в играх.
В сюжетно-ролевой игре старших дошкольников порой можно наблюдать противоречия. Они связаны с тем, что у детей накоплен уже определенный жизненный опыт и знания, которые они желают применить в игре. Часто опыт и знания участников игры противоречивы, в связи с чем, и возникают споры. Однако нужно отметить, что спор между детьми – это тоже опыт, который им необходим в будущем и получают они его из сюжетно-ролевой игры.
Игра естественный спутник жизни ребёнка, обладающий великой воспитательной силой, способ познания окружающего мира.