Понятие сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра – это основной тип деятельности ребенка дошкольника. Она характеризуется эмоциональной насыщенностью и увлеченностью детей, самостоятельностью, активностью и творчеством.
Подготовка детей к школьному обучению - важнейшая задача педагогов дошкольных учреждений. К сожалению, в современных условиях часто дошкольная подготовка сводится к тому, чтобы научить ребенка просто читать и писать, в связи с чем основную часть времени в подготовительных группах занимает не игровая деятельность, а учебная. Иными словами, психологической и социальной составляющим дошкольной подготовки отводят второстепенную роль. В результате многие дети приходят в школу, накопив определенный багаж умений по чтению, письму и счету, могут писать в тетрадях и прописях, но абсолютно не подготовлены с психологической точки зрения.
Дети испытывают постоянный стресс, не могут адаптироваться к новой поведенческой модели, могут вступать в конфликт с учителем, своими товарищами, а в результате этого достаточно быстро переходят в категорию трудных детей или неуспевающих.
Часто от учителей и родителей можно услышать, что ребенок застрял на уровне развития детского сада, или что ребенок не доиграл.
Что же было упущено родителями и воспитателями в детсадовском возрасте, когда ребенка готовили к поступлению в школу? Как сделать период подготовки к обучению в школе интересным, и вместе с тем психологически и социально адаптировать детей к школьной жизни и новым условиям. Для этой цели актуально использование сюжетно-ролевых игр.
Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация, предполагающая, что ребенок возьмет на себя какую-то из ролей взрослого и будет выполнять ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, при игре в школу, ребенок будет изображать учителя, который ведет урок с учениками (одногруппниками) в классе (в игровой на ковре).
Структура сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него невозможно ее построение. Сюжет – это та сфера действительности, которую дети будут воспроизводить. Сюжеты могут быть самыми разнообразными. Условно они подразделяются на:
- бытовые (например, дочки-матери, день рождения;
- производственные (парикмахерская, магазин, больница);
- общественные (школа, библиотека):
- патриотические (герои космоса, войны):
- по мотивам литературных произведений или телепередач (Мойдодыр, Простоквашино):
- режиссерские игры, в которых ребенок представляет разговоры кукол, при этом работая и за куклу, и за себя.
В старшем дошкольном возрасте дети уже обдуманно выбирают сюжет, предварительно обсуждают его, планируют на элементарном уровне, как будет развиваться содержание. Могут появляться новые сюжеты, навеянные впечатлениями, которые ребенок почерпнул за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультиков, книг, которые были прочитаны дома, рассказов взрослых и пр.
Содержание сюжетно-ролевой игры дети воплощают с помощью роли, которую он к себе примеряет. Роль выступает средством реализовать сюжет и главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре свидетельствует о том, что ребенок в своем сознании отождествляет себя с определенным человеком и в игре действует от его имени: используя соответствующим образом определенные предметы, например, ведет машину как шофер, или ставит градусник как медсестра; может вступать в разные отношения с играющими – наказывать или ласкать ребенка, осматривать пациента и пр., роль выражается действиями, речью, мимикой, пантомимой.
Необходимо отметить, что сюжетно-ролевая игра всегда коллективная, так как самим ее содержанием создается потребность совместной игры. Дети учатся самостоятельному налаживанию отношений внутри коллектива, берут на себя роли и некоторую долю ответственности. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения - важнейший элемент сюжетно-ролевых игр.
Отступление одного играющего от принятых правил может вызвать протест у партнеров по игре. То есть, роль для дошкольников выступает образцом того, каким образом необходимо поступать. Основываясь на этом образце, дети могут оценить собственное поведение и поведение участников игры.
Ребенок в сюжетно-ролевой игре научается сознательному подчинению правилам, которые легко становятся для него внутренними. Именно в сюжетно-ролевых играх по правилам дети начинают заострять внимание на способах достижения результатов, а не только на собственные результаты. Все это играет важную роль в формировании предпосылок школьной учебной деятельности. Переходя к школьному обучению внутренняя мотивация к соблюдению правил делает возможным подчинение активности детей учебной задаче и учебным целям.
Поступление в школу для ребенка знаменует новый период его игр, в которых начинают появляться новые роли, новые правила, более взрослые новые задачи и более ответственные поручения.
Дети с богатым опытом сюжетно-ролевых игр, быстрее осознают собственную новую социальную позицию, безболезненно втягиваются в образовательно-воспитательный процесс школы, не имеют никаких проблем с адаптацией в коллективе и становятся успешными учениками. Иными словами, сюжетно-ролевая игра обладает огромным потенциалом для подготовки детей к школьному обучению – как для фактического накопления знаний по письму и математике, так и в психологическом и поведенческом плане.