Понятие социальной педагогики
Социальная педагогика занимается изучением социального воспитания человека, осуществляемого на протяжении всей его жизни.
Основная цель социальной педагогики заключается в исследовании проблем человеческих взаимоотношений, жизнедеятельности людей в различных условиях, установлении взаимоотношений индивида с окружающей его средой, с учетом его психологических и возрастных особенностей, а также ценностных ориентаций.
Предмет социальной педагогики – социальное воспитание личности и воспитательные силы общества.
В настоящее время существуют различные определения понятия «социальная педагогика».
Социальная педагогика – это научная дисциплина, которая раскрывает социальную функцию общей педагогики и исследует воспитательный процесс на всех возрастных этапах.
Социальная педагогика – это самостоятельная наука, которая занимается исследованием влияния социальных факторов среды на процесс социализации подрастающего поколения, а также разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий, направленных на оптимизацию воспитания личности в рамках современного социума.
Социальная педагогика – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей социального воспитания в контексте социализации, то есть процесс воспитания всех возрастных и социальных групп людей, осуществляемых как в рамках организаций, созданных специально для осуществления воспитания, так и в организациях, где воспитание не является основной функцией.
Таким образом, несмотря на различные определения понятия «социальная педагогика» суть ее понимания сводится к тому, что данная научная отрасль занимается исследованием особенностей социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития.
Многообразие подходов к определению социальной педагогики обусловлено тем, что на современном этапе своего развития педагогика в целом является областью интегрированного знания. На это есть ряд причин:
- развитие отраслей знаний о человеке
- развитие отраслей знаний об обществе
- расширение знаний и представлений о процессах и закономерностях развития человека в обществе
Все это способствует тому, что социальная педагогика, для эффективного решения своих специфических задач, опирается на смежные науки.
Методологическая основа социальной педагогики представлена философией воспитания, философской антропологией и современными данными о человекознании.
Теоретическая основа социальной науки – это культурологический и цивилизованный подходы к социально-педагогическим феноменам, при которых определенный социум рассматривается как часть истории.
Все это позволяет выделить в структуре социальной педагогике ее уровни и заниматься исследованием проблем воспитания и образования людей в различные эпохи, учитывая национальные и временные особенности.
Связь социальной педагогики с другими науками о человеке
Социальная педагогика находится во взаимосвязи со многими смежными науками. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что социальная педагогика в процессе своего становления и развития заимствовала идеи, методы и способы исследования из ряда других наук, до момента ее выделения в самостоятельную науку.
Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. В настоящее время связь с науками о человеке необходима социальной педагогике для эффективного решения поставленных задач.
Социальная педагогика находится во взаимосвязи со следующими науками:
- Психология социального воспитания – способствует изучению социально-психологических характеристик человека и групп, возрастных особенностей, выявляет эффективные психологические условия взаимодействия субъектов социального воспитания. Большое значение для социальной педагогики имеет методика и практика психологии социального воспитания, способствующие отбору наиболее оптимальных методов и приемов воспитания.
- Философия. По своей природе философия является методологической основой всех общественных наук. Связь философии и социальной педагогики обусловлена тем, что философия занимается постановкой и исследованием фундаментальных вопросов о воспитании человека, человеческого бытия и т.д. На основании философских суждений вырабатывается обобщенная система взглядов на мир и места человека в нем.
- Социальная работа, является одной из наиболее важных наук, оказывающих влияние на развитие социальной педагогики и решение основных ее задач. Это связано с тем, что социальная работа занимается исследованием человеческой деятельности, выработкой знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Связь социальной работы и социальной педагогики также обусловлена тем, что у данных наук общий категориальный аппарат.
- Психология – это одна из тех наук, у которых накоплен богатый опыт социального знания. По своей структуре современная психология представлена множеством отраслей и ветвей, которые сформировались на всем этапе существования и развития психологии. Важным для решения задач социальной педагогики является учет психологических особенностей человеческой психики на различных возрастных этапах. Данные знания представляет психология и ее отрасли.
- Социальная психология. В решении задач социальной педагогики широко используются достижения социальной психологии, которые позволяют определить структуру различных социальных групп, выделить их специфические различия и динамику развития. Все это способствует выявлению социальных проблем и их последующему эффективному решению, с учетом социокультурной среды региона.
- Возрастная психология – занимается изучением возрастной динамики психики человека. Во взаимосвязи с социальной педагогикой находятся все разделы возрастной психологии: детская, младшего школьника, подростковая, ранней юности, взрослого человека и старости.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии.