Свободное общение – это форма коммуникативного взаимодействия людей, характеризующаяся комфортными условиями для всех его участников, обеспечивающими свободное выражение своих мыслей и чувств и понимание сказанного.
Свободное общение возникает между людьми, взаимодействующими в неформальной обстановке. Оно не требует соблюдения делового стиля взаимодействия, не имеет конкретных границ.
Общение выступает ведущим фактором личностного развития. В этой связи, свободное общение применяется в качестве воспитательного средства, помогающего создать условия для полноценной социализации ребенка и его всестороннего гармоничного развития.
Свободное общение включается в разнообразные виды деятельности в ДОУ, создавая комфортные условия для взаимодействия дошкольников между собой, выстраивание доверительных отношений и проявления собственного «Я» без ущерба другим участникам общения.
Включение свободного общения в разную деятельность дошкольников
Свободное общение реализуется посредством организации совместной деятельности детей и взрослых. Педагоги ДОУ включают ее аспекты в режимные моменты, образовательные занятия, игровой процесс, прогулки и т.д.
Рассмотрим основные направления внедрения свободного общения в образовательный процесс ДОУ:
- Формирование коммуникативных связей. Педагог выстраивает систему взаимодействия с детьми таким образом, чтобы они чувствовали себя важными и нужными, их напряжение от общения постепенно снижалось и формировалось чувство свободы в коммуникативном взаимодействии. Для этого, педагог проявляет к детям доброжелательность, внимание, поддержку. При приветствии используется улыбка. Положительный настрой педагога на взаимодействие передается и воспитанникам. Далее, происходит формирование эмоциональной обстановки в коллективе. Она должна способствовать развитию общения между детьми. Актуально использование игр на развитие навыков взаимодействия, расслабление дошкольников и формирование чувства причастности друг к другу.
- Мотивация к любой деятельности. Начало любой деятельности должно быть мотивировано для детей. их необходимо привлечь к деятельности. Это обеспечит не только ее продуктивное выполнение, но даст ребенку чувство свободы в общении и самовыражении. Мотивация реализуется в ходе объяснения темы занятия или темы игры, ее правил. Для этого применяются методы проблемного обучения, т.е. ребенку необходимо дать интересную задачу, разрешив которую он получит то или иное вознаграждение, достигнет чего-то. Это объединяет детей и формирует между ними непринужденное коммуникативное взаимодействие.
- Игры на развитие коммуникативных навыков и речи дошкольников. Игровая деятельность, как нельзя лучше, способствует формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Кроме того, в игровой деятельности происходит погружение ребенка в воображаемый мир, в котором он чувствует себя легко и свободно, не испытывая дискомфорта от общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
- Психологическая поддержка дошкольников воспитателем. Педагогу требуется занять позицию помощника и советчика, дав детям понимание того, что ему можно доверять, ему помогут в трудную минуту, дадут совет, поймут, посочувствуют, поощрят и похвалят в случае успеха.
- Организация утреннего сбора детей. С утра закладывается положительный настрой на весь день. Утренний прием детей и их настрой на работу обеспечивает эмоциональный настрой ребенка и мотивирует к общению и взаимодействию в течение дня.
- Организация свободного общения дошкольников в бытовой деятельности. Дети вместе готовятся к завтраку, обеду и ужину, обсуждают меню, выражают свои желания (чего бы им хотелось поесть), а после, свои впечатления от съеденного. Также, идет подготовка к прогулке с обсуждением того, чем они будут заниматься в ее ходе, подготовка ко сну и уходу домой.
Свободное общение дошкольников в игровой деятельности
Игра выступает эффективным и приоритетным средством воспитания детей дошкольного возраста.
В ходе игровой деятельности между детьми возникает общение. Она носит свободный характер. Такое общение особенно важно потому, что она развивает коммуникативные навыки личности, учит сотрудничеству, целеориентации, единой направленности деятельности, с учетом разных мнений и взглядов, способностей и возможностей всех участников игры.
Организация свободного общения дошкольников в игровой деятельности требует от воспитателя соблюдения ряда правил:
- Наблюдение и анализ взаимоотношений детей в ходе игры;
- Выявление факторов объединения детей и причин их разногласий;
- Направление развития положительного взаимодействия между участниками игры;
- Оказание помощи в сложных ситуациях, разрешение конфликтов и противоречий;
- Учет чувствительности детской психики при оценке деятельности детей;
- Обращение внимания детей на выбор той или иной игры, актуальной для конкретного возраста, решения определенных образовательных задач, гендерной идентификации дошкольников;
- Обучение дошкольников сопереживанию, милосердию, оказанию помощи и поддержки;
- Формирование у дошкольников понимания важности соблюдения правил игры и последовательности игровых действий.
Как правило, свободное общение реализуется в любой игре, но существуют специальные коммуникативные игры, ориентированные на формирование основ коммуникативного взаимодействия дошкольников разных возрастных групп.
Примерами таких игр являются:
- Приветствие. Правила этой игры требуют поздороваться за ограниченное время с большим количеством сверстников, при этом водится конкретный способ приветствия;
- Поезд. Правила этой игры требуют выстраивание участников в одну линию. Первый игрок с открытыми глазами ведет поезд, который составляет шеренга детей с закрытыми глазами. Он дает команды, направляя движение игроков;
- Мяч. Игроки делятся на пары и держат мячик двумя руками, совершая вместе с ним какие-то движения: приседы, прыжки и т.д. Мяч нельзя уронить.
Данные игры формируют основы коммуникативного взаимодействия дошкольников и снимают напряжение в общении друг с другом.