Сущность гендерного образования
Гендерное образование – это образование, которое предполагает принятие учителем личности ученика с точки зрения его гендерных особенностей, которые проявляются при осознании им изучаемых явлений и в его психофизиологических личностных параметрах.
На сегодняшний день активно обсуждают вопрос гендерного подхода в образовании. Один из факторов возросшего интереса к этой проблеме – неумение подрастающего поколения успешно выполнять социальные, общественные и семейные роли.
При изменении традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость искать способы эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных ролей мужчины и женщины в системе общественного воспитания.
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые предписаны людям на основании их биологического пола.
В современной науке понятие «гендер» используют, чтобы разграничить понятия биологического пола и социальных и культурных характеристик, отличающих женщин от мужчин.
Гендерный подход в обучении является одной из составляющих личностно-ориентированного подхода к обучению, учитывающего гендерные особенности ученика и предполагающие на основании этого определения содержание, формы и методы обучения, а также создающие благоприятную образовательную среду, направленную на развитие личности, соответствующее ее природному потенциалу.
Иными словами, гендерный подход в образовании является совокупностью методов, приемов и средств обучения и воспитания, которые направляются на то, чтобы помочь детям почувствовать себя комфортно в образовательном учреждении, справиться со всеми трудностями социализации, важная часть которых – самоидентификация детей.
Принципы гендерного подхода
К основным принципам гендерного подхода относят:
- целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательной деятельности, осуществление образовательной деятельности на основании их гендерных особенностей и возможностей во время обучения конкретной дисциплине;
- обеспечение необходимого объема условий, чтобы реализовать потенциал женской и мужской индивидуальности личности, а также ее функционирования в качестве субъекта гендерных отношений в процессе обучения;
- недопущение дискриминации в возможностях юношей и девушек обучаться определенной дисциплине.
Гендерный подход можно реализовать через:
- организацию процесса обучения, то есть благодаря отбору форм, методов и приемов обучения;
- изменение содержания образования, то есть создание учебных планов, программ, учебной литературы, а также составление заданий, учитывая психофизиологические особенности учеников;
- создание школ раздельного и параллельно-совместного обучения.
Одна из задач гендерного подхода – обучать мальчиков и девочек взаимодополнению друг друга. Гендерный подход реализуют на том, чтобы не разделять обучения мальчиков и девочек, а подбирать для них методы и приемы обучения.
При организации обучения без учета гендерных особенностей воспитанников, ученики получат одностороннее развитие, так как нет знаний о психофизиологических возможностях детей. Гендерное воспитание и образование предполагает формирование идеи о том, что пол – не основание для дискриминации, а помощник в реализации личностных склонностей и способностей в связи с половой принадлежностью, а также вне ее.
У мальчиков и девочек отмечаются не только половые различия, но и различия в процессе усвоения знаний и осуществления умственной деятельности. Так, отмечен ряд различий мальчиков и девочек в следующих аспектах:
- познавательные стратегии и пути формирования познавательных функций;
- темпы и способы переработки и усвоения информации;
- организация внимания;
- формы активации эмоций;
- мотивация деятельности и оценки достижений;
- поведение.
Существуют различия и в умственной деятельности мальчиков и девочек. Девочки быстрее схватывают новую информацию, легче усваивают алгоритмы и правила, им интересны задания на повторение, они чаще пользуются ближним зрением, воспринимают все детализированнее, мыслят более конкретно и прагматично, а также лучше обучаются последовательно, то есть от простого к сложному, а новую информацию анализируют левым полушарием.
Мальчики, напротив, затрудняются при выполнении сложных поручений, они должны понять принцип и смысл задания, им труднее воспринимать объяснения от простого к сложному, они лучше выполняют задания на сообразительность и не любят однообразные задания, лучше занимаются при ярком свете.
Мальчик и девочка не могут воспитываться одинаково, так как они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. В связи с этим необходимо подстроиться под индивидуальность детей и учитывать ее.
Большая роль в гендерном образовании отведена учителю, перед которым стоит сложная задача преодолеть формализм в обучении и воспитании, повернуться к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, а также индивидуальные и возрастные особенности не зависимо от пола. Поэтому учителю нужно хорошо разбираться в вопросах гендерного обучения.
Готовность учителя к реализации гендерного подхода в обучении – это системное образование личности учителя, включающее в себя знание основ гендерной педагогики, потребность и умение использовать их в практической педагогической деятельности, а также способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремиться самообразовываться и самовоспитываться в рассматриваемом направлении.
Также существенный компонент профессиональной подготовки учителя в современном мире – это гендерная компетентность, так как специфику модернизации педагогического образования обуславливает его ориентация на личностно-развивающую парадигму, к характерным особенностям которой относят учет многообразия индивидуальных характеристик учащихся при обеспечении и поддержке процессов его самореализации и самопознания.
Иными словами, гендерный подход в обучении несет практическую значимость, но для ее реализации необходим учет личностных способностей ребенка. При правильной организации процесса обучения личность ребенка развивается гармонично.