Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность и основные принципы управления образовательными системами

Сущность управления образовательными системами

Определение 1

Управление образовательными системами – это сложный многогранный процесс, ориентированный на организацию работы, координацию и контроль деятельность системы образования в целом и ее отдельных компонентов в соответствии с поставленными целями и задачами образования.

Управление образовательными системами является составным компонентом и одним из направлений политики государства в сфере образования. Оно требует принятие конкретных решений, затрагивающих функционирование образовательных учреждений всех уровней и достижение качественной реализации образовательных программ, профессиональной подготовки учащихся, формирование социальных навыков и нравственных ориентиров деятельности.

Система управления образовательными учреждениями реализуется за счет создания специальных органов – Министерства образования, которые реализуют регулирование, контроль, анализ и оценку образовательной деятельности страны, а также формирование общественных организаций в виде попечительских советов, наблюдательных советов, различных общественных организаций, фондов, создание системы спонсорской поддержки.

Система образования является объектом управления различных институтов и общественных организаций в рамках конкретной страны, региона, края, области, города, населенного пункта.

Ее управление реализуется разнообразными программами и по различным направлениям. Оно нацелено на создание условий оптимального функционирования учебных учреждений, выполнения ими своих образовательных функций, достижения целевого назначения образовательной системы.

Сущность управления образовательными системами сводиться к следующим принципиальным моментам:

  1. Управление образованием представляет собой сложную организационную работу, имеющую системную структуру, состоящую из нескольких уровней: региональное управление образованием, муниципальное управление образованием, управление обучением самими образовательными институтами и учреждениями.
  2. Управление образованием является сложным и многофакторным процессом, состоящим из последовательности операций по выработке и принятию решений, их практической реализации, нацеленных на стабильное развитие, рациональное функционирование и эффективное действие системы образования и ее отдельных компонентов.
«Сущность и основные принципы управления образовательными системами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функции управления образовательными системами

Процесс управления образовательными системами имеет важное функциональное значение. Функции управления предполагают построение такой деятельности институтов и общественных управленческих организаций, которые направлены на реализацию управленческого цикла с выбором его технологии и целенаправленной деятельностью по достижению конкретного результата в области функционирования образовательной системы в целом и отдельных образовательных учреждений в частности.

К основным функциям управления образовательными системами относятся:

  • Информационно-аналитическая функция. Она создает фундамент для всей образовательной работы и выступает первоисточником при формировании и принятии разнообразных управленческих решений. Функция отражает методику сбора, обработки, передачи, хранения и использования информационных ресурсов.
  • Мотивационно-целевая функция. Отражает мотивационный подход к управлению образовательными ресурсами, выбору целей и задач образования.
  • Планово-прогностическая функция. Она ориентирована на выбор конкретных целей и задач обучения, которые являются реальными для достижения и обеспечения качественного образования.
  • Организаторская функция. Она связана с организацией продуктивной работы образовательной системы и учебных учреждений, обеспечение взаимодействия всех субъектов организационной работы.
  • Координационная функция. Контроль за исполнением технологической работы и устранение сбоев в технических направлениях образовательной деятельности.
  • Контрольно-диагностическая функция. Она ориентирована на анализ соответствия итоговых показателей работы образовательной системы, принятым стандартам и законодательным актам.

Принципы управления образовательными системами

Принципы управления отражают идейную составляющую функционального назначения управленческого процесса. Они являются закономерностями организации работы образовательных систем.

К основным принципам управления образовательными системами относятся следующие:

  1. Принцип демократизации и гуманизации управления. Он означает, что процесс управления должен быть реализован всеми его участниками, при их равноправии и сохранении равных возможностей в принятии управленческих решений. Управление образовательными системами базируется на демократических началах и субъект-субъектном подходе в отношениях между сторонами управления и подчинения. Делается ориентация на построение диалога между сторонами управления и создание системы оптимального управленческого взаимодействия.
  2. Принцип целостности и системности управления. Процесс управления должен быть едино направленным и ориентированным. Он включает поэтапную работу всех органов управления, ее логическую обоснованность и гармоничную реализацию всех управленческих мероприятий.
  3. Принцип оптимального сочетания централизованного и децентрализованного подхода в управлении. Управление должно быть защищено от развития администрирования и снижение инициативности всех его участников. При этом полная децентрализация управления ведет к снижению качества и эффективности управления, вызванных утратой контрольных и мониторинговых функций субъектами управления.
  4. Принцип взаимосвязи единоначалия и коллегиальности. В ходе управления, необходимо опираться на знания и опыт деятельности организаторов учебно-воспитательной деятельности и их привлечение к управлению. Коллегиальность, однако, должна быть лимитированной и сохранять ответственность каждого привлеченного к управлению за принятие того или иного решения. Единоначалие позволяет поддерживать единую направленность управления и поддерживать дисциплину. Поэтому, требуется их грамотное сочетание, реализуемое созданием органов контроля за деятельность управленческих организаций.
  5. Принцип научности управленческой деятельности. Управление должно быть современным, опираться на последние научные данные и теории в области управления и функционирования образовательного процесса.
  6. Принцип объективности, полноты и своевременности предоставления информации. Процесс управления образовательными системами опирается на информационные данные. Они могут предоставляться каждый день, раз в неделю/месяц/полугодие/год и т.д. информационные ресурсы необходимо тщательно обрабатывать, чтобы исключить информационный избыток или недостаток.
  7. Принцип соответствия. Он означает, что управленческая деятельность и управленческие функции должны соответствовать способностям и возможностям исполнителей, их профессиональной компетентности и полномочиям.
Дата последнего обновления статьи: 15.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot