Сущность управления образовательными системами
Управление образовательными системами – это сложный многогранный процесс, ориентированный на организацию работы, координацию и контроль деятельность системы образования в целом и ее отдельных компонентов в соответствии с поставленными целями и задачами образования.
Управление образовательными системами является составным компонентом и одним из направлений политики государства в сфере образования. Оно требует принятие конкретных решений, затрагивающих функционирование образовательных учреждений всех уровней и достижение качественной реализации образовательных программ, профессиональной подготовки учащихся, формирование социальных навыков и нравственных ориентиров деятельности.
Система управления образовательными учреждениями реализуется за счет создания специальных органов – Министерства образования, которые реализуют регулирование, контроль, анализ и оценку образовательной деятельности страны, а также формирование общественных организаций в виде попечительских советов, наблюдательных советов, различных общественных организаций, фондов, создание системы спонсорской поддержки.
Система образования является объектом управления различных институтов и общественных организаций в рамках конкретной страны, региона, края, области, города, населенного пункта.
Ее управление реализуется разнообразными программами и по различным направлениям. Оно нацелено на создание условий оптимального функционирования учебных учреждений, выполнения ими своих образовательных функций, достижения целевого назначения образовательной системы.
Сущность управления образовательными системами сводиться к следующим принципиальным моментам:
- Управление образованием представляет собой сложную организационную работу, имеющую системную структуру, состоящую из нескольких уровней: региональное управление образованием, муниципальное управление образованием, управление обучением самими образовательными институтами и учреждениями.
- Управление образованием является сложным и многофакторным процессом, состоящим из последовательности операций по выработке и принятию решений, их практической реализации, нацеленных на стабильное развитие, рациональное функционирование и эффективное действие системы образования и ее отдельных компонентов.
Функции управления образовательными системами
Процесс управления образовательными системами имеет важное функциональное значение. Функции управления предполагают построение такой деятельности институтов и общественных управленческих организаций, которые направлены на реализацию управленческого цикла с выбором его технологии и целенаправленной деятельностью по достижению конкретного результата в области функционирования образовательной системы в целом и отдельных образовательных учреждений в частности.
К основным функциям управления образовательными системами относятся:
- Информационно-аналитическая функция. Она создает фундамент для всей образовательной работы и выступает первоисточником при формировании и принятии разнообразных управленческих решений. Функция отражает методику сбора, обработки, передачи, хранения и использования информационных ресурсов.
- Мотивационно-целевая функция. Отражает мотивационный подход к управлению образовательными ресурсами, выбору целей и задач образования.
- Планово-прогностическая функция. Она ориентирована на выбор конкретных целей и задач обучения, которые являются реальными для достижения и обеспечения качественного образования.
- Организаторская функция. Она связана с организацией продуктивной работы образовательной системы и учебных учреждений, обеспечение взаимодействия всех субъектов организационной работы.
- Координационная функция. Контроль за исполнением технологической работы и устранение сбоев в технических направлениях образовательной деятельности.
- Контрольно-диагностическая функция. Она ориентирована на анализ соответствия итоговых показателей работы образовательной системы, принятым стандартам и законодательным актам.
Принципы управления образовательными системами
Принципы управления отражают идейную составляющую функционального назначения управленческого процесса. Они являются закономерностями организации работы образовательных систем.
К основным принципам управления образовательными системами относятся следующие:
- Принцип демократизации и гуманизации управления. Он означает, что процесс управления должен быть реализован всеми его участниками, при их равноправии и сохранении равных возможностей в принятии управленческих решений. Управление образовательными системами базируется на демократических началах и субъект-субъектном подходе в отношениях между сторонами управления и подчинения. Делается ориентация на построение диалога между сторонами управления и создание системы оптимального управленческого взаимодействия.
- Принцип целостности и системности управления. Процесс управления должен быть едино направленным и ориентированным. Он включает поэтапную работу всех органов управления, ее логическую обоснованность и гармоничную реализацию всех управленческих мероприятий.
- Принцип оптимального сочетания централизованного и децентрализованного подхода в управлении. Управление должно быть защищено от развития администрирования и снижение инициативности всех его участников. При этом полная децентрализация управления ведет к снижению качества и эффективности управления, вызванных утратой контрольных и мониторинговых функций субъектами управления.
- Принцип взаимосвязи единоначалия и коллегиальности. В ходе управления, необходимо опираться на знания и опыт деятельности организаторов учебно-воспитательной деятельности и их привлечение к управлению. Коллегиальность, однако, должна быть лимитированной и сохранять ответственность каждого привлеченного к управлению за принятие того или иного решения. Единоначалие позволяет поддерживать единую направленность управления и поддерживать дисциплину. Поэтому, требуется их грамотное сочетание, реализуемое созданием органов контроля за деятельность управленческих организаций.
- Принцип научности управленческой деятельности. Управление должно быть современным, опираться на последние научные данные и теории в области управления и функционирования образовательного процесса.
- Принцип объективности, полноты и своевременности предоставления информации. Процесс управления образовательными системами опирается на информационные данные. Они могут предоставляться каждый день, раз в неделю/месяц/полугодие/год и т.д. информационные ресурсы необходимо тщательно обрабатывать, чтобы исключить информационный избыток или недостаток.
- Принцип соответствия. Он означает, что управленческая деятельность и управленческие функции должны соответствовать способностям и возможностям исполнителей, их профессиональной компетентности и полномочиям.