Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность деятельности по познавательному развитию дошкольников

Этапы познавательного развития дошкольников

Определение 1

Познавательное развитие – это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и активизации творческого потенциала ребенка, за счет которого реализуется изучение окружающего пространства.

Познавательное развитие предполагает формирование познавательной заинтересованности дошкольника и навыков реализации познавательных действий в различных сферах и направлениях обучения, воспитания и развития. Это превращает процесс познавательного развития дошкольников в поэтапную смену одних действий другими т.е. происходит переход от одного этапа развития познания к другому, более расширенному и углубленному исследованию процессов и явлений, объектов и предметов окружающего пространства.

Рассмотрим основные этапы познавательного развития дошкольников:

  1. Этап формирования любопытства. Познавательная заинтересованность начинает формироваться с проявления интереса ребенка к какому-то объекту, процессу или явлению, исходя из его внешней привлекательности для него. Ребенок в двух-трех летнем возрасте начинает уделять внимание объектам, которые привлекли его своими внешними характеристиками: яркостью, цветовой гаммой, формой. При этом, ему неважна сущность и содержание данного объекта. Он проявляет любопытство к нему только по его внешним признакам.

  2. Этап развития любознательности. Любознательность – это стремление ребенка к познанию сущности, заинтересовавшего его явления или события. Ребенок переходит от любопытства к более глубокому познанию: он хочет приникнуть в суть того, что привлекло его внешне. Он чувствует радость от увиденного и желает расширить ее, удовлетворив свой интерес.

  3. Этап формирования познавательного интереса. Его развитие связано с конкретной мотивацией т.е. ребенок желает познать что-то конкретное, им движет стремление к изучению того или иного объекта, он стремится познать его сущность, расширить свои представления не только о внешних свойствах объекта, но и о его внутреннем устройстве. Познавательный интерес может проявляться, как активность ребенка в исследовании какого-то процесса или явления, желание отвечать на вопросы о том или ином объекте, проводить эксперименты в отношении изучения его свойств и процессов.

  4. Этап развития познавательной активности. Познавательная активность дошкольника – это стремление к полноценному и расширенному познанию объектов окружающего мира. Познавательная активность выступает высшей формой познавательного развития и целевым назначением реализации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательной активности реализуется через экспериментальную деятельность дошкольников, решение познавательных задач и упражнений, применение проектных методов работы и творческих направлений деятельности в дошкольном учреждении. Именно познавательная активность дошкольника зарождает его первичные представления о мире и его устройстве, законах его функционирования. Познавательная активность развивается за счет работы познавательной сферы, которая включает в свой состав следующие элементы:

    • Познавательные процессы – внимание, память, воображение, мышление;
    • Информационные данные – это сведения о том, как устроен этот мир, история его развития и опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, знания и навыки деятельности, передающиеся ребенку в ходе воспитания;
    • Отношение к миру – собственные чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе взаимодействия с различными объектами окружающего пространства, его процессами и явлениями, выработка устойчивого отношения к ним.
«Сущность деятельности по познавательному развитию дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика познавательного развития дошкольников

Процесс развития познавательной сферы ребенка является сложным и многофакторным. Он зависит, как от внутренних параметров функционирования организма, так и от внешних обстоятельств, воздействующих на интеллектуальную сферу ребенка и его процессы восприятия.

Замечание 1

Познавательные процессы дошкольника требуют своевременного развития. От его эффективности зависит формирование устойчивой познавательной заинтересованности ребенка, развитие его познавательной активности.

Познавательное развитие дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Познавательное развитие дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методика развития познавательных процессов дошкольников состоит из следующих элементов:

  1. Когнитивная область. Она отражает сенсорное восприятие ребенком мира и его процессов и формирование на его основе устойчивых представлений о мировом устройстве.
  2. Деятельностное развитие дошкольника. Сюда включены разнообразные виды деятельности дошкольника, посредством которых он изучает окружающий мир и его объекты. Через деятельность происходит формирование познавательной активности.
  3. Эмоциональное восприятие ребенка. Оно выражает его чувства и эмоции, которые он испытывает при познании. Если ребенка испытывает положительные эмоции в отношении процессов познания, то и результаты познавательного развития будут продуктивными.

К наиболее актуальным методам развития познавательной активности дошкольника относятся:

  • Исследовательская деятельность. Дети испытывают восторг от экспериментирования. Им нравится чувствовать себя исследователями, раскрывающими сущность того или иного процесса, объекта или явления. В процессе исследования, дошкольник занимает статус субъекта познания. Это вызывает в нем положительные эмоции, а следовательно, повышает эффективность познания и мотивирует к дальнейшему познанию и его развитию.
  • Метод проектов. Использование разнообразных проектов позволяет ребенку научится применять свои теоретические знания на практике. Воспитатель, может помочь ребенку в этом процессе, но делать проект за него недопустимо. Это не разовьет у ребенка должных навыков практической деятельности и развитие познавательной активности будет сведено на нет. Кроме того, проекты развивают критическое мышление ребенка и способствуют раскрытию его творческого потенциала.
  • Игра. Игра является ведущей формой детской деятельности. Поэтому, ее применение актуально и при формирование познавательной активности ребенка. Активность возможно развить при наличии положительной мотивации к познанию, а она формируется, лучше всего, при привлечении ребенка к разнородной игровой деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot