Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сурдопедагогика

Предмет и задачи сурдопедагогики

Определение 1

Сурдопедагогика – это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.

Субъект изучения данной науки – слабослышащие и глухие люди.

Слух играет огромную роль в личностном развитии. Любое слуховое нарушение вызывает ряд вторичных нарушений – речевых, психических и других, а также нарушений второго, третьего и более высоких уровней порядка, что препятствует процессу адаптации и социализации личности в обществе.

До трех лет у ребенка формируются основные моторные навыки, познавательные способности, развиваются его интеллектуальная сфера и органы восприятия.

Сегодня наука стоит на такой ступени развития, что слуховые нарушения можно выявлять даже у новорожденных детей. Своевременная диагностика и использование ранних коррекционных методик дают возможность максимальной компенсации существующего недостатка и предупреждения, либо смягчения, вероятных дальнейших психофизиологических нарушений у детей.

В соответствии со статистикой, по всему миру количество людей с различными дефектами слуха, нарушающими процесс социальной адаптации, неуклонно возрастает. Эта статистика касается и детей.

Специалисты-сурдопедагоги установили, что есть некоторая зависимость между типом нарушения слуха и возрастом.

На сегодняшний день перед сурдопедагогикой стоят задачи, направленные на образование личности с нарушенным слухом:

  • изучить особенности личностного развития, в тесном взаимодействии со смежными дисциплинами – медициной, педагогикой, психологией, социологией и пр.;
  • разработать и совершенствовать существующие программы, направленные на диагностику и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом;
  • разработать и внедрить новые методы и приемы обучения лиц с нарушением слуха, а также усовершенствовать уже существующие;
  • осуществлять образовательную деятельность для лиц с нарушенным слухом, учитывая особенности их нарушения и применение специализированных методик, совершенствовать часть существующей систему специального образования, которая связана с процессом изучения слуховых нарушений;
  • усовершенствовать технические средства, способствующие компенсации и коррекции утраченной и нарушенной слуховой функции и пр.
«Сурдопедагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этапы развития сурдопедагогики

На Руси обучением глухих занимались православные церкви и монастыри. Опыт воспитания и обучения глухих в России накопился также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачный пример которого – Петербургский и Московский воспитательные дома, в которых вместе с детьми сиротами жили и дети с нарушенным слухом, там они осваивали основы грамоты и ремесло.

Первые мимические и устные системы обучения глухих в России появились в XIX веке. Первую школу для глухих детей из высших сословий открыли в г. Павловске под Санкт-Петербургом в 1806 году.

В XIX веке сурдопедагогика развивалась благодаря работам таких известных сурдопедагогов, как Флери В.И., Гурцов Г.А., Селезнев И.Я., Остроградский А.Ф., Васильев И.А., Лаговский Н.М., Рау Ф.А.

Российская система обучения глухих на первых этапах своего развития базировалась на использовании в процессе учебной деятельности словесного и жестового языков. При этом, уже в конце века преимущество начали отдавать устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.

В начале ХХ века зародилось дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 году в Москве открылся первый детский сад для глухих детей, который был организован супругами Ф.А. и Н.А. Рау. После революции 1917 года, школы для глухих в СССР передали в государственную систему образования.

В 30-х годах появляются отдельные классы, а позже и целые школы для плохо слышащих детей и позднооглохших. Особенно плодотворным периодом в этом плане были 50-е годы. Выдающиеся ученые-сурдопедагоги создали оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводили в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, в котором трудились ученые-сурдопедагоги – Боскис Р.М., Дьячков А.И., Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Бельтюков В.И., Зикеев А.Г. и многие другие, а также ученые сурдопсихологи – Соловьев И.М., Шиф Ж.И., Розанова Т.В.

Процесс обучения детей с нарушением слуха

Своеобразие современного процесса обучения детей с нарушенным слухом заключается в использовании набора различных технических средств, которыми обеспечивается передача информации на основе зрительного восприятия. Такими средствами являются:

  • статическая и динамическая проекция;
  • видеотехника;
  • лазерные диски, которые кодируют изобразительные и звуковые сигналы.

Телекоммуникационные средства занимают все больше места в процессе общения и обучения детей с нарушенным слухом. На сегодняшний деть некоторые передачи имеют видеотекст или сурдоперевод. Широко используются видеотелефоны, пейджинговая и сотовая связь, а телефакс давно стал повседневным средством связи глухих людей.

Незаменим в учебной деятельности детей с нарушенным слухом – компьютер. В отличие от массовой общеобразовательной школы, в которой компьютер выступает в качестве средства оптимизации учебного процесса, в школе для детей с нарушениями слуха, он превращается в одно из средств преодоления и уменьшение вторичных отклонений в развитии, превращаясь также в средство компенсации нарушенной или утерянной слуховой функции.

Индивидуализированные компьютерные программы дают возможность ученикам получить учебную информацию по разным учебным предметам в более доступном для них виде, то есть в оптическом, а не акустическом.

Еще одна особенность обучения детей с нарушенным слухом – социальная направленность обучения. Конечный результат этого процесса – социальная адаптация и интеграция ребенка, то есть осознание себя полноценным членом того или иного общества. Особенно остро вопрос социокультурной идентификации и интеграции встает в молодежной среде и напрямую связан с их жизненным самоопределением, формированием круга друзей и созданием семьи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot