Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стилистика преподавания языка

Понятие и разновидности стилистики преподавания

Определение 1

Стилистика преподавания – это способ осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса, посредством использования выразительных средств языка и закономерностей его функционирования.

Стилистика преподавания отражает наличие в ходе образовательной деятельности разнообразных ситуаций общения, которые направлены на передачу педагогом учебной информации и оказание воспитательного воздействия на учащихся.

Стилистика преподавания отражает наличие определенного стиля у педагога, который отражает его позицию в образовательном процессе, отношение с учащимися и выбор образовательного маршрута.

Выделяют следующие виды стилистики преподавания:

  1. Функциональная. Она отражает использование педагогом методов и средств, ориентированных на выполнение определенных функций: передача знаний и навыков, активизация познавательной работы, мотивация к познанию и т.д. При функциональном стиле преподавания, педагог выстраивает систему взаимодействия с учащимися на основе использования литературных языковых средств. При этом, он устанавливает между собой и учащимися барьер т.е. он выступает авторитетом, несущим им знания. Педагог стремится стать учащимся другом только в области передачи знаний. Он ориентирует систему своей работы на выполнение конкретной функции т.е. если ему необходимо мотивировать учащихся к познанию, то он становится жестким манипулятором или мягким помощником, «подушкой безопасности» для учащихся т.е. он оказывает им помощь в решении своих учебных проблем, а если он хочет добиться усвоение норм поведения в стенах учебного заведения, то он становится требовательным авторитетом и т.д.
  2. Разговорная. Использование разговорного стиля языка в качестве основы стилистики преподавания предполагает ориентацию педагога на установление с учащимися доверительных отношений. Педагог желает стать не только носителем знаний, но и другом. Он выстраивает свое преподавание в форме бытового общения, делая свою позицию в образовательном процессе равноправной с позицией учащихся. Это предполагает исключение официального стиля общения и формирование непосредственного общения. Однако, у данного стиля имеется множество недостатков. Он позволяет учащимся расслабиться, избежать напряжения в образовательной деятельности, что может привести к полному расслаблению и игнорированию учебной работы, невозможности оказания продуктивного воспитательного воздействия педагогом.
  3. Академическая. Данная стилистика основывается на научном стиле преподавания. Педагог излагает учебную информацию в научном стиле, с сохранением глубины ее изложения, сложности материала, наличия большого количества терминов. Педагог требует от учащихся усвоения научной информации в том виде, в каком она предоставляется им т.е. исключается изложение материала другим ненаучным языком, его упрощение.
  4. Научно-учебная. Данная стилистика похожа на академическую, но предполагает более простое изложение материала, доступное для усвоения учащимися.
  5. Деловая. Такое преподавание является стандартизированным, т.е. педагог соблюдает все правила официального общения в ходе учебного процесса, строит его по конкретным стандартам и выполняет все алгоритмы. Учебный материал излагается точно и однозначно. Тон педагога является строгим. Это не вызывает у учащихся желания нарушать дисциплину, разрушать границы, установленные в коммуникативном взаимодействии.
«Стилистика преподавания языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все рассмотренные стили преподавания не всегда применяются полноценно. Возможно, объединение нескольких стилей и выстраивание особого образовательного маршрута педагогом.

Актуальные современные стили преподавания языка

На современном этапе развития образовательной системы, используются различные смешанные стили преподавания. Очень редко педагог прибегает к выбору одного стиля преподавания и придерживается его. Тем более, что преподавание языка имеет свои особенности, обусловленные спецификой языковых дисциплин и содержанием образовательной программы по ним.

Преподавание языка требует не просто передачи научных знаний и достижения целей и задач образования, но и использования различных нестандартных приемов, способствующих расслаблению учащихся, снятию напряжения, активизации слуха и др.

Кроме того, преподавание языка, требует от педагога обязательного владения различными средствами выразительности речи, обладание четкой дикции, умения объяснить научную информацию в доступной форме. Для этого, стили преподавания языка основываются на категориях языковой стилистики.

Наиболее актуальными стилями преподавания языка, используемыми в современной системе образования, являются следующие:

  • Лекторский стиль. Он применяется в основном в системе высшего образования. В вузах популярны лекции, на них основывается организация всего учебного процесса и преподавание языков не является исключением. На лекциях педагог диктует учебный материал, используя публицистический стиль общения. Учащиеся конспектируют информацию для дальнейшего заучивания. Стоит отметить, что данный стиль не особенно пригоден для преподавания языка, поскольку он исключает контакт с педагогом и языковое общения ;
  • Демонстрационный стиль. Он предполагает объяснение учебной информации, посредством представления наглядной информации (как правило в виде презентаций)и ее сопровождения словесными пояснениями. Данный стиль исключает возможность взаимодействия педагога с большой аудиторией учащихся. Однако, как стиль преподавания языка отлично подходит, поскольку ориентирован на работу с небольшими группами учащихся и индивидуализацию обучения;
  • Активный стиль. Данный стиль ориентирован на максимизацию самостоятельной работы учащихся и развитие их практических языковых навыков. Он строится в форме задавания вопросов, ответы на которые учащиеся ищут самостоятельно. При этом, достаточно сложно оценить реальный уровень освоения учебной программы учащимися, но развитие самостоятельного мышления и выразительных языковых средств гарантировано;
  • Групповой стиль. Он отражает стремление педагога предоставить учащимся максимальную самостоятельность в языковом познании. Они сами выстраивают систему диалогового взаимодействия, а педагог координирует данный процесс. Педагог не занимает авторитетной позиции, но побуждает к работе в команде и достижению учащимися общей образовательной цели;
  • Смешанный стиль. Он отражает реализацию индивидуального подхода в обучении. Педагог выстраивает преподавание, ориентируясь на особенности развития и потребности каждого учащегося.

Выбор стиля преподавания языка зависит от особенностей личности педагога, его профессионального мастерства, оценки своих сильных и слабых сторон, наличия методов и средств преподавания.

Дата последнего обновления статьи: 06.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot