Коллектив (по А.С. Макаренко) – это объединённая группа, участники которой имеют общую социально значимую цель.
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им были разработаны и внедрены в практику воспитания и обучения детей принципиально новые демократические идеи. А.С. Макаренко была воплощена новаторская теория обучения и нравственного воспитания детей в коллективе и через коллектив. Также им была разработана теория становления коллектива и его основные принципы развития.
Коллектив в понимании А. С. Макаренко
Коллективизм (по А. С. Макаренко) – это один из основных принципов общественной жизни людей, являющийся противоположностью индивидуализму.
Принцип воспитания в коллективе является одним из традиционных педагогических принципов, на который обязательно должны опираться педагоги, при организации образовательного процесса.
Исходя из понятия коллектива, А.С. Макаренко выделил несколько его основных признаков:
- объединение людей, с целью решения конкретных задач;
- известное постоянство контактов между его членами;
- известная организация.
Сплоченный и устойчивый коллектив имеет следующие характерные признаки:
- единую цель и задачи;
- общая ответственность всех членов коллектива;
- здоровое общественное мнение;
- устоявшиеся положительные традиции;
- благоприятная атмосфера, основанная на доверии;
- высокая требовательность всего коллектива к каждому члену;
- умение продуктивно критиковать и адекватно реагировать на критику.
Общими признаками коллектива является объединение людей, перед которыми стоит общая цель и задачи, достижимые в результате совместной деятельности.
Цель, стоящая перед коллективом, обязательно должна быть социально значимой и ценной для общества. Достижение цели возможно только при соответствующей деятельности всего коллектива, которая организована непосредственно его членами. В процессе деятельности между членами коллектива складываются конкретные взаимоотношения, основанные на выполнении данной деятельности.
Наиболее точным критерием полноценного коллектива является наличие свободной позиции каждого из его участников, взаимоуважение потребностей и интересов.
Принципы коллектива
Основными принципами организации и полноценного существования коллектива являются:
- наличие общеколлективной цели и задач;
- постоянное и совместно движение всего его участников к новым перспективам;
- связь коллектива с жизнью общества и государства, а также другими коллектива, вне зависимости от их цели и задач;
- прямое влияние на все стороны жизни участников коллектива;
- единство процессов самоуправления и управления;
- ведущая роль в коллективе отведена старшим;
- в детском коллективе ведущую роль занимают игры;
- создание и накопление коллективных традиций и ритуалов;
- бодрый тон всех участников коллектива в процессе общения, взаимодействия и осуществления совместной деятельности;
- эстетическая выразительность.
Коллектив по своей структуре представляет сплав различных личностей, каждая из которых имеет свои особенности в характере, поведении, привычках и т.д. Задача коллектива сплотить всех его участников.
В педагогической практике принято различать первичный и общий коллективы.
Различают следующие основные формы первичных коллективов в школе:
- Класс
- Внеклассный кружок
- Спортивный коллектив
- Коллектив художественной самодеятельности и т.п.
Особенность первичного коллектива состоит в личном контакте всех его членов основанном на постоянном деловом и дружеском общении.
Типичной формой первичного коллектива является классный коллектив, который растет и развивается при взаимодействии между его членами, а также с иными классными коллективами.
Стадии становления коллектива
Не каждая группа или объединение могут быть названы коллективом, формирование и становление коллектива происходит путем прохождения нелегкого пути качественных преобразований.
А. С. Макаренко были выделены следующие стадии становления и развития коллектива:
- Стадия первоначального сплочения – на данном этапе коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится организовать и оформить группу учащихся, превратить его в коллектив. Организатором коллектива выступает педагог, он же осуществляет и управление им. Первая стадия завершается тогда, когда в коллективе выделяется актив, дети сплотились на основании общей цели, общей организации и общей деятельности.
- Стадия усиления влияния актива – актив уже не просто поддерживает педагога, но и сам стремится предъявлять к членам коллектива определенные требования на основании собственного понимания того, что приносит коллективу и его интересам пользу, а что – ущерб. В том случае, если активисты, верно понимают потребности коллектива, то они будут надежными помощниками педагога. На данном этапе одной из основных задач педагога является пристальное внимание за деятельностью актива.
- Третий этап - актив значительно расширяется за счет разнообразия видов деятельности, внутренних и внешних связей, повышения активности всех членов команды. На данном этапе можно говорить о нынешней системе самоуправления. Это не только присутствие органов коллектива, но и, что самое важное, наделение их реальными полномочиями. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними необходимость самоуправления.
Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одного этапа к другому, а как процесс качественного преобразования, при котором каждый последующий этап не заменяет предыдущий, а добавляется к нему.
Таким образом, процесс становления и развития коллектива, это процесс, который может быть адекватно реализован только лишь под руководством педагога. Становление коллектива без внешнего управления чревато его неверной деятельностью и функционированием.