Станислав Теофилович Шацкий, известный русский и советский педагог-экспериментатор. Его идеи имели огромный вклад в отечественную педагогику. Именно он ввел понятия «детские клубы» и «детские сады», которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». В 1906 году к весне приют уже посещали около 150 детей.
Биография
Родился Шацкий в селе Воронино в 1878 году в дворянской семье. Семья Шацкого была католической с выраженными религиозными наклонностями. В 1985 году Станислав поступает в 6-ю Московскую гимназию, которая по праву считалась одной из самых престижных в Москве. В книге С.Т. Шацкого «Годы исканий» есть небольшие фрагменты жизнеописания, где он придается воспоминаниям о своих школьных годах. Период обучения характеризуется им как постоянное противостояние учеников и учителей, которое ненадолго прерывалось на время итоговых испытаний.
Например, отрывок из книги: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, именно годы учебы в гимназии наложили на него отпечаток, и он на протяжении всей жизни своей проводил так называемую педагогику сотрудничества.
В 1983 году Станислав поступает в Московский университет, где поменяет два факультета: сначала мехмат, затем медицинский. Однако ни на одном долго не задерживается и поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию. Шацкий уже в это время почувствовал тягу к преподавательскому ремеслу и считал школу Л.Н. Толстого в Ясной Поляне за образцовую. Как известно в данной школе очень много времени уделялось именно труду, особенно на земле. Характерной чертой для Станислава являлся именно профессионализм, поэтому -то он и решил связать себя с сельскохозяйственной академией, чтобы в дальнейшем грамотно руководить занятиями будущих учеников на земле. После того, как он считает, что получил основные навыки работы на земле он бросает академию в 1905 году, несмотря на хорошие успехи в данной стезе.
Очень интересный факт, что в 1899-1901 годах Шацкий обучался в Московской консерватории по классу вокала. Конечно же, он не окончил данного учебного заведения, но занятия были настолько успешными, что он был приглашен в Большой театр в оперную группу.
Педагогические идеи
Попытки реализоваться на педагогическом поприще были начаты с основания частной школы, но школе не суждено было открыться. Поэтому в 1905 году среди молодежи окраин Москвы он участвует в создании первых детских клубов.
Первое его общество - это «Сетлемент», организованное в 1906 году, которое впоследствии было закрыто за пропаганду социализма. Целью данного общества было культурное просвещение детей, которые были лишены возможности получить школьное образование. Общество также работало о слоями взрослого населения.
Вся практическая работа основывалась на педагогической концепции, разработанной педагогами общества, которая заключалась в том, чтобы все могли жить богатой эмоциональной умственной жизнью. Взаимодействие между педагогами и детьми основывалось на товариществе. Большой упор делался на воспитании у детей духа коллективизма, солидарности. Именно в этом обществе впервые было введено в практику детское самоуправление.
В 1910 году является руководителем общества «Детский труд и отдых». С 1919 по 1932 год возглавляет работу опытной станции по народному образованию. 1932-1934 года характеризуются руководством Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно до самой смерти 30 октября 1934 года был директором Московской консерватории.