Стандартизация образовательного процесса - это всеобщее стремление реформировать образовательную систему, которое относится к средствам по преодолению кризиса в образовании.
Стандартизация и государственный образовательный стандарт
Образование в России в течение последних двадцати лет непрерывно меняется, что влечет за собой принятие новых документов в сфере законодательства - нормативный актов, направленных на модернизацию определенных ветвей образовательной деятельности, а также на придание им инновационного характера. Вместе с этим меняются также задачи, цели, способы, методы и результаты. Постоянно продолжается поисковая работа в области образовательных тактик и стратегий.
Цель стандартизации образовательной деятельности можно обозначить, как создание общей образовательной платформы государственного значения, а также обеспечение одинаково доступного для всех учащихся уровня образования, вне зависимости от типа выбранного ими образовательного учреждения.
Стандартизация выступает в качестве одной из предпосылок обеспечения соответствия образовательной системы России образовательным системам Европы и мира в целом.
Определение ГОСТа в образовании в России датируется 1992 годом. Его закрепил Закон РФ “Об образовании” N 3266-1 от 10.07.1992. В нем ФГОС рассматривался в качестве совокупности требований, которые являются обязательными в ходе претворения в жизнь программ образования.
Стандарт, существующий на сегодняшний день, можно охарактеризовать как основной комплексный документ страны, который призван определять совокупность обязательств и требований государства в отношении общества в образовательной сфере.
Стоит подчеркнуть, что после того, как принимается стандарт, не только у государства возникает право требования от учеников предусмотренной подготовки, но и учащиеся вместе со своими родителями или законными представителями получают законную возможность требования выполнения всех взятых государством и школой обязательств.
К задачам, которым призван служить государственный образовательный стандарт, относятся:
- проведение анализа, касающегося качества образования;
- создание в стране общей образовательной платформы и обеспечение свободного внедрения в общество новых программ образования;
- признание взаимоотношения российских и зарубежных образовательный документов;
- оценка, с учетом объективности, работы вузов при действующем ГОС.
Резюмируя, предназначение стандарта состоит в закреплении на уровне государства правил, которые необходимы для того, чтобы достигнуть результат в сфере образования.
Компоненты образовательных программ
Существуют следующие обязательные компоненты образовательных программ.
Федеральный компонент. Данный компонент подлежит утверждению Министерством образования Российской Федерации. Утверждаются требования, которые входят в структуру программы образования, а также следующие составляющие:
- правила по внедрению программы;
- определенные сроки прохождения программы при разных формах обучения;
- правила, при которых проходит итоговая аттестация обучающихся.
Национальный и региональный компонент. Подлежит утверждению на уровне учебного заведения с целью обозначить в образовательном содержании присущих определенному региону или национальности особенностей подготовки определенных специалистов.
Федеральному компоненту, в плане содержания программы, отводится около 65%, а национально-региональному - оставшиеся 35%.
Поколения ФГОС
Источником для выпускаемых образовательных учебников, методичек служит ранее обсуждаемый федеральный государственный образовательный стандарт. Именно он предусматривает правила, которые определяют время, необходимое для усвоения того или иного предмета, порядок проведения аттестаций, а также характер заданий для ЕГЭ. Это позволяет сделать вывод о том, что ФГОС является некой базовой категорией в системе образования.
Система образования в России, в зависимости от времени действия, делит ФГОС на три поколения.
Первое поколение. Временной период - с 2004 года по 2008 год. На тот момент такого определения еще не было введено, поэтому данные правила и требования носили понятие “Стандарт”. Его цель виделась в достижении скорее предметного результата, нежели личностного, что повлекло его скоротечное схождение на нет.
Второе поколение. Использование данного стандарта образования предусматривалось для периода с 2009 года по 2012, однако их действие продлилось вплоть до 2020 года. Внимание в данных стандартах обращено к самостоятельности в развитии, к умению добывать новую информацию, используя имеющиеся технологии, а также при помощи общения с другими людьми. Также, в отличие от предыдущего Стандарта, уделено большое количество внимания личности обучающихся. По прописанным в этом поколении стандартам ученики обладать такими характеристиками, как уважение к закону, любовь к Родине, толерантность и стремление к здоровому образу своей жизни.
Третье поколение. Данное поколение еще не вступило в действие, так как планово переход к нему назначен на сентябрь 2021 года. При этом проекты новых стандартов стали выноситься на обсуждение еще с весны 2018 года.
Основная задача ФГОС 2021 года видится в конкретизации требований, предъявляемых к ученикам. Это напрямую связано с внесением в предыдущий документ установок исключительно общего характера, направленных на создание установленных компетенций. Образовательные учреждения имели право самостоятельно решать вопросы, касающиеся предметов изучения и времени их изучения, что привело к несоответствию программ, преподаваемых в разных школах.
Считается, что принятые в 2021 году новые стандарты, помогут современной системе образования стать лучше, а также сделают ее задачи более конкретными.
Что может измениться в системе образования в 2021 году после введения новых стандартов:
- не во всех, но в большинстве школ, к числу обязательных предметов прибавится второй иностранный язык;
- станет больше школ, предусматривающих уроки по шахматам в начальных классах, которые станут заменой третьему уроку физкультуры;
- в 2021 году предусмотрен масштабный план по открытию в школах 50-ти российских регионов больше 2000 технически современно оснащенных классов. Планируется поставить в такие классы интерактивные панели, 3D-принтеры, VR-очки, конструкторы по робототехнике.