Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы сравнительной коррекционной педагогики

Специальные коррекционные методы

Методы, используемые для устранения нарушений и недостатков поведения, называются специальными коррекционными методами.

Специальные методы коррекционной педагогики:

  • субъективно-прагматический метод;
  • метод естественных последствий;
  • метод возмещения;
  • метод коррекции через труд;
  • метод взрыва и др.

Методы сравнительной коррекционной педагогики значительно отличаются от способов помощи обычным детям, поэтому их можно применять только после предварительной специальной подготовки.

Классификация методов коррекционной сравнительной педагогики (по В. П. Кащенко «Педагогическая коррекция»):

  • методы коррекции активно-волевых дефектов;
  • метод игнорирования;
  • методы коррекции страхов;
  • метод культуры здорового смеха;
  • методы коррекции рассеянности;
  • методы снижения сильного возбуждения ребенка;
  • методы коррекции застенчивости;
  • методы коррекции тиков;
  • методы самокоррекции;
  • методы коррекции бродяжничества и др.

Субъективно-прагматический метод

Субъективно-прагматический метод работает через комплекс контрактных сделок педагогов и воспитанников, разного рода взаимных обязательств и договоров. В воспитательных целях используется напряженная социально-экономическая ситуация, подчеркивающая зависимость адекватного, нормального поведения детей с будущим социальным положением.

Модификации субъективно-прагматического метода:

  • контакты между педагогами и воспитанниками с указанием обязанностей сторон;
  • внедрение личных карточек самосовершенствования, разработанных педагогами с участием родителей;
  • мониторинг социального развития и поведения воспитанников с использованием электронно-вычислительных машин и технических средств;
  • профилактическая работа с воспитанниками группы риска, деятельность дифференцированных групп по интересам;
  • использование тестов социальной зрелости, воспитанности в сочетании с конкурсами и играми;
  • штрафы (в баллах) и наказания в виде лишения привилегий, прав и др.

Характеристика отдельных методов сравнительной коррекционной педагогики

«Методы сравнительной коррекционной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Метод естественных последствий выстраивается на том, что воспитанник на практике наглядно и быстро убеждается в последствиях своих действий, так как верную линию поведения можно укрепить путем наступления различных неприятностей и желания их избежать. Важно, чтобы ребенок знал, к чему могут привести те или иные действия, учился на чужих ошибках. Воспитанники под руководством педагога должны понять, что жизнь представляет собой необходимость конструктивного сосуществования с другими людьми, выполнение установленных норм. При несоблюдении правил последуют неприятные последствия и неизбежность наказания. Педагог должен научить воспитанников устанавливать закономерные жизненные связи.

Метод возмещения подразумевает, что любой нанесенный другому человеку ущерб, должен быть возмещен. Возможно возмещение трудом или материальное возмещение. Метод базируется на чувстве защищенности и ответственности, формирующихся в процессе соблюдения требований и правил взрослыми, педагогами, воспитанниками.

Метод коррекции через труд, или трудовой метод используется как способ возмещения ущерба, причиненного отклоняющимся поведением, как способ перевоспитания. В процессе формирования у воспитанников социальных качеств очень велико значение посильного и правильно организованного труда. Психотерапевты и дефектологи считают, что трудовая деятельность является очень эффективным методом коррекции поведения. Коррекционные формы работы: создание групп для уборки территории, коридоров, кабинетов; изготовление наглядных пособий; ремонт книг в библиотеке и т.д. Трудовая деятельность используется для формирования и дальнейшего развития общей работоспособности воспитанников, для выработки выдержки и систематичности в работе, развития активности и воспитания интереса.

Метод взрыва характеризуется воздействием на воспитанника, когда происходит уничтожение внутренней негативной установки, с целью очистить место для формирования нового качества.

Замечание 1

Метод чреват сильнейшим эмоциональным потрясением, поэтому использовать его можно только в исключительных случаях.

Методы арттерапии

Замечание 2

В рамках коррекционной сравнительной педагогики в последнее время начали активно использовать методы арттерапии, которые рассматривают как способы и средства адаптации к социуму с использованием разных видов творческой деятельности.

В практике коррекционной работы активно используют разные виды реабилитации: резьба по дереву, лепка, чеканка, выпиливание, рисование, составление мозаики, изготовление поделок из глины и игрушек из ткани и др. На воспитанников благотворно влияют сами художественные произведения. Осмысление и обсуждение творческих работ играет большую роль в преодолении дезадаптивного поведения. Благоприятное воздействие на воспитанников оказывает использование мотивов народного творчества, художественно-прикладных работ, таких как: вышивка, вязание, плетение, изготовление изделий из керамики.

Гештальттерапия с помощью творческой деятельности помогает пробудить индивидуальность личности, ее скрытые творческие способности. В коррекционной педагогике активно используются музыкотерапия, драматерапия, кинотерапия, библиотерапия, хореотерапия (использование ритмики, пластики, танца).

В процессе хореотерапии решаются следующие задачи: повышение двигательной активности и терапия занятости; организация социотерапевтических отношений и коммуникативный тренинг; поиск аутентичных путей развития. Хореотерапевтический метод применяется для преодоления чувства беззащитности, тревоги, бессмысленности существования.

Музыкотерапия – метод коррекционной педагогики, использующий в качестве лечебного средства музыкальное творчество. Во многих странах Западной Европы и в США созданы центры музыкотерапии, к наиболее известным относятся: Роттердамский, Копенгагенский и Лондонский. В городе Вроцлаве (Польша) работает институт музыкальной терапии, имеющий множество филиалов в нескольких польских городах. Специалисты центров создают специальные музыкальные программы. В Беларуси накоплен большой опыт применения музыкотерапии в образовательных учреждениях, санаториях и реабилитационных центрах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot