Сущность и содержание воспитательного процесса
Воспитание – это процесс специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей с воспитанниками, конечная цель которого – сформировать личность, нужную и полезную обществу.
Воспитание в качестве педагогического понятия в своем содержании имеет три основных признака:
- целенаправленность – то, к чему стремится вся воспитательная деятельность, то есть, определенный ориентир;
- соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям в качестве достижения исторического развития всего человечества;
- присутствие определенной системы организуемых воздействий.
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важная роль отведена процессу воспитания. Сущность и место данного процесса проще всего отслеживаются при рассмотрении его в структуре более общих процессов становления личности. Там, где формирование личности носит управляемый и контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, поступают не импульсивно, а в соответствии с заранее намеченным планом, соответствующим поставленным задачам, и проявляет себя воспитание.
Воспитательному процессу характерны некоторые особенности. В первую очередь целенаправленность. Наибольшая эффективность обеспечивается такой организацией, когда цель воспитателя становится целью, близкой и понятной воспитаннику.
Современному воспитательному процессу характерно единство целей и сотрудничество при их достижении.
Особенностью процесса воспитания является то, что деятельность воспитателя и управление этим процессом, обуславливают не только объективные закономерности. В значительной степени такими закономерностями являются искусство, в котором отражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, его отношение к воспитанникам. Соответствие субъективных факторов, которыми отражаются внутренние личностные потребности, объективные условия, в которых живет и формируется личность, помогает успешно решать воспитательные задачи.
Сложность воспитательного процесса обусловлена следующими явлениями:
- не явственно и не так быстро, как хотелось бы проявляются результаты воспитательного воздействия;
- длительный период формированиянеобходимых свойств личности, лежащий между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности, в котором личность подвержена одновременному влиянию нескольких разнохарактерных факторов и накапливает не только позитивный, но и негативный опыт, который необходимо корректировать;
- воспитательный процесс отличается динамичностью, подвижностью и изменчивостью.
Принципы, формы и методы воспитания
Принципы воспитания – это общие базовые положения, в которых отражаются основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В них отражена специфика воспитательного процесса, и именно ими руководствуются педагоги, решая воспитательные задачи.
К таким принципам относят:
- обязательность – принципы воспитания должны в полно мере воплощаться в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитания, а полностью подрывают его базис;
- комплексность – предполагает одновременное, а не поочередное, изолированное применение всех принципов на всех этапах воспитательной деятельности;
- равнозначность – воспитательные принципы равнозначны, так как являются общими фундаментальными положениями, и среди них нет главных или вторичных.
Форма воспитания – это внешнее выражение воспитательной деятельности. В истории педагогики описаны разные формы организации воспитательной деятельности, каждая из которых была создана для реализации определенного содержания в заданных условиях, которые постоянно меняются. В первую очередь, менялось количество детей: от нескольких человек до десятков.
По количеству детей, охваченных процессом воспитания, формы воспитания подразделяются на:
- индивидуальные,
- микрогрупповые (3-4 ребенка),
- групповые (5-7 – 25-35),
- массовые (верхний предел не ограничен).
с увеличением количества воспитанников, снижается качество воспитания. предпочтение в данном случае следует отдать индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их преимуществом является возможность менять педагогическую тактику в изменяющихся условиях.
Групповая форма воспитания в школе называется коллективной. Воспитание в духе коллективизма – ведущий принцип педагогики, а формирование коллектива – цель воспитательной работы.
Метод воспитания – это способ реализовать цели воспитания. Методы воспитания – это главные средства, обеспечивающие успешное решение задач каждого компонента воспитательной деятельности. Обычно методы воспитания рассматривают в качестве способов воздействия на сущностные сферы человека, чтобы выработать у них качества, заданные целью воспитания.
Методы воспитания – это способы взаимодействия учителей и учеников, в процессе которого происходит ряд изменений в уровне развития качеств личности воспитанников.
Условно выделяют методы прямого и косвенного педагогического воздействия.
Методы прямого воздействия предполагают немедленную или отсроченную реакцию учащегося и его соответствующие действия, которые направлены на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического воздействия предполагают создание ситуации и организацию деятельности, в которую включен ребенок, при этом идет формирование соответствующих установок на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в структуре отношений с учителями, товарищами и обществом.