Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа – это заведения, предназначенные для преодолении социальной и школьной дезадаптации детей и подростков.
Общие понятия
Компенсация – это постепенная и целенаправленная перестройка нарушенных функций организма за счет неосознаваемых, биологических механизмов.
Коррекция – это система психолого-педагогических мер, целью которых является постепенное исправление и сглаживание имеющихся у ребенка психических и физических недостатков в развитии.
Реабилитация – это высшая форма коррекции, представляющая собой восстановление личности в ее правах.
Коррекция осуществляется индивидуально, в то время как реабилитация осуществляется в рамках коллектива, референтной группы или воспитывающей среды.
Сущность специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
Особое место в системе реабилитационной службы страны занимают специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, выполняющие широкий спектр функций.
Роль данных учреждений состоит в преодолении социальной и школьной дезадаптации учащихся. Довольно часто именно своевременное помещение подростка в подобное учреждение является одним из наиболее действенных способов оказания комплексной помощи несовершеннолетним нарушителям, с целью предупреждения совершения ими дальнейших правонарушений.
Правовой основной деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа является Типовое положение от 1995 года, предусматривающее воспитание и обучение детей и подростков с девиантным поведение в специализированных учреждениях.
По своей природе специальные учреждения открытого типа являются профилактическими учреждениями, предназначенными для детей и подростков:
- имеющих устойчивое противоправное поведение;
- подвергшихся каким-либо формам психологического насилия;
- отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения;
- испытывающих сложности в общении с родителями и педагогами.
Процесс обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа
В специализированные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимают детей и подростков в возрасте от 8-ти до 14-ти лет. Для их помещения туда необходимо наличие заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, рекомендации от комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка, заявление от родителей или законных представителей, а также письменное согласие самого подростка.
Специальное учреждение открытого типа может быть муниципальным, государственным или негосударственным. Количество учащихся учреждения открытого типа не более 120 человек.
Учебно-воспитательное учреждение открытого типа создает специальную систему, направленную на полноценное развитие личности каждого воспитанника, нуждающегося в особой защите и заботе.
Внешние контакты воспитанникам учреждения не запрещены. В выходные дни и каникулярное время воспитанники могут проводить в семье.
В том случае, если, по мнению родителей, в учреждении не созданы необходимые условия для реабилитации подростка, то они могут свободно отказаться от его услуг.
Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, представляют собой относительно новый тип образовательных учреждений. Передача детей и подростков под надзор данных учреждений является исключительно добровольной.
Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа могут быть следующих видов:
- Специальные общеобразовательные учреждения (школы) открытого типа.
- Специальные профессиональные училища (колледжи) открытого типа.
- Иные виды образовательных учреждений открытого типа, предназначенные для воспитания и обучения несовершеннолетних детей и подростков, имеющих различные виды ограничений по здоровью и нуждающихся в специальных условиях.
В соответствии с Уставом и Положением специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа имеют право организовывать следующие виды мероприятий:
- Принимать для воспитания, обучения и содержания детей и подростков в возрасте от 8-ти до 18-ти лет, которые нуждаются в специально организованном педагогическом подходе к воспитанию и обучению, разрабатываемом на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних, законодательства о защите их прав и свобод, заключении медико-психолого-педагогической комиссии. Помещение лиц, достигших 14-ти лет, в данные учреждения осуществляются только с их письменного согласия, а также согласия их родителей или законных представителей.
- Организация необходимой медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетним, в рамках собственной компетенции, проведение при необходимости индивидуальной профилактической работы с воспитанниками.
- Осуществление защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, обеспечение необходимого медицинского обслуживания и получение ими гарантированного Конституцией образования, в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами.
- Оказание необходимой педагогической и социально-психологической помощи несовершеннолетним, имеющих различные виды отклонений в поведении, проблем со здоровьем и обучением.
- Обеспечение организации разнообразных доступных спортивных секций, кружков, клубов, объединений и т.д. Привлечение воспитанников к активному участию в них.
- Осуществление меры по реализации специализированных образовательных программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних воспитанников основ законопослушного поведения.
Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа направлены на формирование полноценной, всестороннее развитой и законопослушной личности, посредством реализации специализированных воспитательно-образовательных программ.