Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Беспризорные и безнадзорные дети как объект социальной работы

Беспризорность и безнадзорность оказывают негативный эффект не только на личности пострадавших детей, оставшихся без дома или достойной опеки со стороны семьи, но также и на обществе в целом.

Детская беспризорность и безнадзорность: определение и характеристики

Прежде всего следует дать определение этим понятиям. В законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» были введены Федеральным законом от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Определение 1

Безнадзорные дети - это несовершеннолетние дети, оставшиеся без контроля родителей или законных представителей вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию, обучению и/или содержанию детей.

Статья: Беспризорные и безнадзорные дети как объект социальной работы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Определение 2

Беспризорные дети - это безнадзорные дети, оставшиеся без постоянного места жительства.

Как правило, выделяют следующие причины безнадзорности и беспризорности:

  1. Семейные факторы. В данную категорию входит асоциальное поведение или отсутствие родителей, либо лишение их родительских прав, отказ от детей, ухудшение условий их содержания, семейное насилие и нравственная деградация семьи.
  2. Неэффективная деятельность учреждений по социализации детей. Может быть вызвана ослаблением воспитательной функции школы, плохим финансированием институтов воспитания и обучения, дефицитом мест в учреждениях такого типа совместно с уменьшением доступности образования из-за коммерциализации сферы и так далее.
  3. Проблемы в работе организаций интернатного типа. Неблагоприятные отношения внутри учреждения (между детьми, между детьми и воспитателями, между воспитателями), жестокое обращение с детьми, отсутствие должного контроля за поведением детей либо беспричинный гиперконтроль.
  4. Личностные характеристики ребенка. Некоторые особенности ребенка тоже могут повышать риск безнадзорности в будущем, в их числе: акцентуации (яркие черты) характера, темперамент, особенности поведения, самооценка, уровень воспитанности и культуры, способы адаптации к трудностям и решения жизненных трудностей.
  5. Катастрофы и социальные потрясения. Войны, революции, политические волнения, неустойчивость экономики и кризисы, стихийные бедствия сильно влияют на и без того социально уязвимое население и, соответственно, могут являться предпосылками массовой беспризорности.
«Беспризорные и безнадзорные дети как объект социальной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основным юридическим документом, закрепляющим права детей, включая беспризорных и безнадзорных, на получение государственной социальной защиты и помощи в России является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данный закон регулирует вопросы соблюдения прав детей в России и выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов.

Как правило, исследователи данной темы разделяют два направления социальной работы с беспризорными детьми: реабилитация и профилактика.

Социальная профилактика детской беспризорности и безнадзорности

Регламентирующим социальную работу с детьми-сиротами нормативным документом в РФ является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года.

По закону в систему профилактики входят восемь органов:

  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • комиссия по защите прав несовершеннолетних;
  • органы социальной защиты населения;
  • органы образования;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы по делам молодежи;
  • органы здравоохранения;
  • органы службы занятости и органы внутренних дел.

Однако, большой проблемой современной системы социальной профилактики безнадзорности и беспризорности является отсутствие связи между органами, ее осуществляющими.

Социальная реабилитация беспризорных и безнадзорных детей

Организация работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков и помещение их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на адаптацию ребенка на каждом временном этапе его жизни к условиям реальной действительности. Стоит отметить, что в первую очередь по возможности необходимо компенсировать отсутствующее воспитания путем поиска замещающей семьи для ребенка, а его помещение в специальные учреждения должно быть крайней мерой.

Первый шаг, регистрация безнадзорных и беспризорных детей, затруднен в связи с отсутствием у них определенного места жительства в большом количестве случаев. Тогда основным источником данных о таких детях и их количестве становится информация от социальных служб и правоохранительных органов.

Основная, вторая часть социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми осуществляется в специальных учреждениях: стационарных отделениях для несовершеннолетних, отделениях профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа.

Исследователи выделяют несколько признаков, характерных для социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных детей:

  • целостность (ориентация на комплексную, всестороннюю реабилитацию ребенка во всех сферах);
  • взаимодействие субъектов на содержательной основе (специалисты учреждений и родители совместно участвуют в реабилитации ребенка);
  • упор на развитие личности ребенка;
  • наличие обучающей характеристики (использование различных психолого-педагогических методов для коррекции поведения и установок, адаптации к окружающей среде, восполнения пробелов в воспитании);
  • гибкость процесса (каждая программа реабилитации индивидуальна и подстраивается под нужды и потребности каждого отдельного ребенка).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot