Современные технологии развития личности
Технология формирования личности – это совокупность методов и приемов развития свойств и качеств личности, которые возникают в процессе жизни и различных видов деятельности человека.
Существует множество определений понятия «личность», так как их формулируют на основании доминанты, основной в данном понятии, по мнению конкретного автора. Если смотреть на личность с позиции процесса развития, то можно дать следующее определение.
Личность – это индивид, наделенный определенными умственными задатками, которые развиваются в процессе жизни, общения, обучения и разных типов деятельности, и дают возможность формировать мировоззрение и собственную уникальную жизненную позицию.
Особая роль в технологии развития личности отведена следующим факторам:
- Биологический фактор – суть его заключается в том, что человек – часть природы и наиболее развитое и гармоничное ее существо. Существование человека обязательно сопровождает его активная деятельность, направленная на обогащение и сбережение природных ресурсов. Основной аспект при рассмотрении биологического фактора – наследственность, благодаря которой у людей сохраняется способность сохранить себя как природной существо.
- Среда – основная характеристика которой – ее составные части или физические данные, включающие в себя воду, пищу и воздух, а также окружающую человека среду. Именно средой определен уровень развития организма, оптимального для человека, учитывая климатические и средовые условия.
- Общение – не менее важный фактор развития личности. Оно может быть устным и письменным, благодаря которому у людей есть возможность общаться с окружающими людьми и природой – средой обитания и животными, то есть благодаря общению протекает формирование личности в процессе деятельности.
Формирование УУД в образовательной деятельности
УУД (универсальные учебные действия) – это базовые элементы умения учиться, или совокупность способов действий ученика и навыков учебной работы, которыми обеспечивается его возможность самостоятельного развития и совершенствования в направлении получения желаемого социального опыта в течение всей жизни.
На современном этапе главная задача образования – развивать личность ребенка, именно эта задача и лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
Обозначенная задача требует перейти на новую системно-деятельностную образовательную парадигму, связанную с принципиальными изменениями деятельности педагога. Один из ответов на вызов современного общества – компетентностный подход, суть которого в том, что образовательные результаты определяются от конечного продукта, то есть на основании наиболее общих способностей, которые нужны, чтобы жить в меняющемся мире.
Метапредметные знания и умения играют большую роль в формировании личности и смысла учения, а позже и в профессиональной ориентации и осознанном выборе будущей профессиональной деятельности. Метапредметные умения дают возможность ученикам осуществить и организовывать самостоятельно процессы самоопределения в пространстве образовательной практики. Иными словами, метапредметные умения и УУД – важные для организации самостоятельной работы учеников, направленной на самовоспитание и развитие у себя определенного перечня социально и индивидуально значимых качеств личности, а также освоение поведенческих норм, общественных ценностей и формирование осознанного личного к ним отношения.
Основа метапредметного подхода – понимание того, что главное, чему необходимо учить в школе – творчески мыслить. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но и освоит универсальные способы действий с их помощью и сможет самостоятельно добывать информацию о мире не в качестве сведений для запоминания, а в качестве знаний для осмысленного использования.
Объяснительный метод обучения постепенно отмирает, в связи с чем, при переходе к метапредметному обучению самым трудным представляется отказ от объяснения материала и предоставление учащимся большой свободы мышления.
Конструирование метапредметного урока – непростая задача, так как план урока должен быть составлен таким образом, чтобы ребенок оказался на пороге открытия знания, должна быть создана мотивация учебной деятельности и активизирован интерес к предмету.
Пробуждение мысли школьников – задача деятельностного подхода, что является также важным принципом метапредметного подхода, то есть принципом самостоятельного созидания, заключающегося в том, что учащийся получает свои знания не в готовом виде, а самостоятельно создает их в результате целенаправленной деятельности, организованной учителем.
Метапредметные уроки дают возможность активизировать интересы и мотивацию обучения учеников через привлечение к предмету других областей знаний и опираясь на личный практический опыт каждого ученика.
Можно предлагать учащимся не только самостоятельно определять тему урока, но и формулировать его цель, то есть осуществлять регулятивные учебные действия:
- определять учебные задачи;
- планировать деятельность по решению задач;
- осуществлять спланированные шаги;
- анализировать полученные результаты.
На метапредметные уроках учащиеся не просто заучивают даваемую им информацию по той или иной теме, он не запоминает, а промысливает и переосмысливает, прослеживает происхождение наиболее важных понятий, которыми определяется рассматриваемая предметная область знаний.
Можно сказать, что универсальность УУД определена следующими их чертами:
- надпредметным или метапредметным характером;
- обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечение преемственности всех ступеней образовательной деятельности;
- основа организации и регуляции всей деятельности учеников вне зависимости от их специально-предметного содержания;
- обеспечение этапов усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учеников.