Педагоги-новаторы - это движение, которое появилось в начале 80-х гг., на стыке движение вальдорфцев, коммунаров и школ Монтессори, оно представляет собой тренинговую кооперативную культуру, включающую авторские педагогические разработки и инициативы отечественных педагогов.
Основной транслятор движения педагогов-новаторов – семинары, открытие мастер-классы и учебные лагеря, в рамках которых педагоги имеют возможность демонстрировать свои авторские педагогическое программы.
Основная причина возникновения данного движения – кризис в отечественной системе образования, потребности в пересмотре основной цели и задач образования.
Бондаревская Евгения Васильевна
Бондаревская Евгения Васильевна формулирует и выдвигает основную цель современной системы образования.
Цель современного образования (по Бондаревской Е.В.) – организация целенаправленного воспитания человека, как возрождения нравственного и культуры.
Базовыми компонентами концепции Бондаревской Е.В. являются:
- Интерализация основных общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление культурного и духовного опыта, накопленного человечеством.
- Воспитание уважительного отношения к разным этносам и культурам, а также человеческой жизни.
- Овладение основными навыками, необходимыми для успешной и продуктивной жизнедеятельности человека, в рамках современного общества.
- Формирование у детей стремления к сохранению и укреплению своего здоровья, охране окружающей природы и культурного наследия, а также формирования уважительного отношения к родителям, окружающим людям и т.д.
- Освоение духовных и материальных ценностей национальной и общечеловеческой культуры.
- Формирование у детей стойкой гражданской и жизненной позиции, чувства патриотизма по отношению к своей Родине и стремления ее защищать.
- Овладение детьми навыками, необходимыми для действий в реальных жизненных ситуаций, а также для решения проблемных ситуаций.
Процесс обучения и воспитания должен опираться в первую очередь на принципы гуманизации и гуманитаризации образования. В связи с чем, Бондаревская Е.В. предлагает следующие направления реформирования современной системы образования:
- Направленность процессов воспитания и образования на общечеловеческие ценности и опора на педагогическую культуру.
- Освоение детьми не только базовыми знаниями, умениями и навыками, но и основами общечеловеческой культуры.
- Опора в воспитательно-образовательном процессе на человеческие, духовные, практические и личностные ценности.
Лысенкова Софья Николаевна
Лысенкова Софья Николаевна занималась разработкой авторских методик, направленных на преодоление основных трудностей, с которыми сталкиваются учителя начальных классов.
Разработанная Лысенковой С.Н. организационно-методическая система обучения направлена на конкретизацию и уточнение теории управления психическим развитием ребенка младшего школьного возраста. В своей работе Лысенкова С.Н. опиралась на труды Л.С. Выготского, а также на труды ряда выдающихся отечественных психологов.
В соответствии с методикой Лысенковой С.Н., задача учителя начальных классов, организовать такое взаимодействие с детьми, в результате которого будет осуществлен их постепенный переход на уровень активного взаимодействия с педагогом и самоконтроля. То есть, организовать учебный процесс так, чтобы у детей происходило формирование необходимых психологических процессов саморегуляции, посредством общения с учителем и между собой.
Еще одним новшеством, в методической системе Лысенковой С.Н., является осуществление учителем перспективной подготовки к освоению предстоящего учебного материала. Данная подготовка особенно актуальна в том случае, если предстоящая тема сложна для освоения детьми младшего школьного возраста. Суть подготовки состоит в том, что в процессе обучения педагог заранее знакомит детей с некоторыми фактами или понятиями по предстоящей теме. К моменту прохождения сложного учебного материала, дети владеют уже некоторыми знаниями о нем на достаточном уровне. Соответственно освоение новой темы проходит не только легко и непринужденно, но и отмечается высокий уровень усвоения знаний.
Таким образом, основным принципом организационно-методической системы Лысенковой С.Н. является перспективное опережение изучения сложных программных тем и вопросов.
Учитель, используя в работе с младшими школьниками систему Н.С. Лысенковой, должен осознавать, что необходимо руководствоваться не логикой учебной программы, а логикой развития учеников.
Организационно-методическая система С.Н. Лысенковой сопровождается обширными методическими разработками, помогающими педагогу в работе с учащимися. Они представлены специально разработанными опорными схемами, таблицами, карточками и т.д. Опоры не только облегчают труд педагога, но и способствуют лучшему усвоению учебной информации, организуют учебный труд.
Шаталов Виктор Федорович
Шаталов Виктор Фёдорович – донецкий педагог, разработавший методическую систему, направленную на решение одной из наиболее сложных педагогических задач, а именно приобщение каждого учащегося к ежедневному умственному труду.
Данная методическая система предполагает формирование у учащихся навыков самоорганизации, самовоспитания и самообучения, как основных факторов личностного развития.
Задача педагога – дать понять каждому ученику, что он личность, имеющая свои достоинства. Это поможет ребенку поверить в себя, свои силы и способности.
Сущность предложенного Шаталовым В.Ф. метода состоит в том, что он может быть применен в рамках всех предметов общеобразовательной школы. Новаторство данного метода заключается в разработке и использовании специальных схем, включающих в себя опорные сигналы по изучаемому учебному материалу. Схема может включать в себя отдельный параграф или раздел учебника.
По мнению В.Ф. Шаталова, все без исключения дети способны успешно освоить учебную программу, главное правильно организовать подход к подаче и усвоению ими учебного материала.
Работа над учебным материалам, по методике В.Ф. Шаталова осуществляется следующим образом:
- Развернутая подача учебного материала, с использованием наглядностей.
- Сжатое изложение учебного материала, с опорой на сигнальную схему (плакат, таблицу и т.д.).
- Изучение опорных сигналов учащихся.
- Самостоятельная работа с учебником и опорной схемой.
- Самостоятельно письменное воспроизведение опорной схемы.
- Устные и письменные ответы с использованием опорной схемы.
- Постоянное повторение пройденного учебного материала, его углубление и расширение.