Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные педагоги-новаторы

Определение 1

Педагоги-новаторы - это движение, которое появилось в начале 80-х гг., на стыке движение вальдорфцев, коммунаров и школ Монтессори, оно представляет собой тренинговую кооперативную культуру, включающую авторские педагогические разработки и инициативы отечественных педагогов.

Основной транслятор движения педагогов-новаторов – семинары, открытие мастер-классы и учебные лагеря, в рамках которых педагоги имеют возможность демонстрировать свои авторские педагогическое программы.

Основная причина возникновения данного движения – кризис в отечественной системе образования, потребности в пересмотре основной цели и задач образования.

Бондаревская Евгения Васильевна

Бондаревская Евгения Васильевна формулирует и выдвигает основную цель современной системы образования.

Замечание 1

Цель современного образования (по Бондаревской Е.В.) – организация целенаправленного воспитания человека, как возрождения нравственного и культуры.

Базовыми компонентами концепции Бондаревской Е.В. являются:

  1. Интерализация основных общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление культурного и духовного опыта, накопленного человечеством.
  2. Воспитание уважительного отношения к разным этносам и культурам, а также человеческой жизни.
  3. Овладение основными навыками, необходимыми для успешной и продуктивной жизнедеятельности человека, в рамках современного общества.
  4. Формирование у детей стремления к сохранению и укреплению своего здоровья, охране окружающей природы и культурного наследия, а также формирования уважительного отношения к родителям, окружающим людям и т.д.
  5. Освоение духовных и материальных ценностей национальной и общечеловеческой культуры.
  6. Формирование у детей стойкой гражданской и жизненной позиции, чувства патриотизма по отношению к своей Родине и стремления ее защищать.
  7. Овладение детьми навыками, необходимыми для действий в реальных жизненных ситуаций, а также для решения проблемных ситуаций.
«Современные педагоги-новаторы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс обучения и воспитания должен опираться в первую очередь на принципы гуманизации и гуманитаризации образования. В связи с чем, Бондаревская Е.В. предлагает следующие направления реформирования современной системы образования:

  1. Направленность процессов воспитания и образования на общечеловеческие ценности и опора на педагогическую культуру.
  2. Освоение детьми не только базовыми знаниями, умениями и навыками, но и основами общечеловеческой культуры.
  3. Опора в воспитательно-образовательном процессе на человеческие, духовные, практические и личностные ценности.

Лысенкова Софья Николаевна

Лысенкова Софья Николаевна занималась разработкой авторских методик, направленных на преодоление основных трудностей, с которыми сталкиваются учителя начальных классов.

Разработанная Лысенковой С.Н. организационно-методическая система обучения направлена на конкретизацию и уточнение теории управления психическим развитием ребенка младшего школьного возраста. В своей работе Лысенкова С.Н. опиралась на труды Л.С. Выготского, а также на труды ряда выдающихся отечественных психологов.

В соответствии с методикой Лысенковой С.Н., задача учителя начальных классов, организовать такое взаимодействие с детьми, в результате которого будет осуществлен их постепенный переход на уровень активного взаимодействия с педагогом и самоконтроля. То есть, организовать учебный процесс так, чтобы у детей происходило формирование необходимых психологических процессов саморегуляции, посредством общения с учителем и между собой.

Еще одним новшеством, в методической системе Лысенковой С.Н., является осуществление учителем перспективной подготовки к освоению предстоящего учебного материала. Данная подготовка особенно актуальна в том случае, если предстоящая тема сложна для освоения детьми младшего школьного возраста. Суть подготовки состоит в том, что в процессе обучения педагог заранее знакомит детей с некоторыми фактами или понятиями по предстоящей теме. К моменту прохождения сложного учебного материала, дети владеют уже некоторыми знаниями о нем на достаточном уровне. Соответственно освоение новой темы проходит не только легко и непринужденно, но и отмечается высокий уровень усвоения знаний.

Замечание 2

Таким образом, основным принципом организационно-методической системы Лысенковой С.Н. является перспективное опережение изучения сложных программных тем и вопросов.

Учитель, используя в работе с младшими школьниками систему Н.С. Лысенковой, должен осознавать, что необходимо руководствоваться не логикой учебной программы, а логикой развития учеников.

Организационно-методическая система С.Н. Лысенковой сопровождается обширными методическими разработками, помогающими педагогу в работе с учащимися. Они представлены специально разработанными опорными схемами, таблицами, карточками и т.д. Опоры не только облегчают труд педагога, но и способствуют лучшему усвоению учебной информации, организуют учебный труд.

Шаталов Виктор Федорович

Шаталов Виктор Фёдорович – донецкий педагог, разработавший методическую систему, направленную на решение одной из наиболее сложных педагогических задач, а именно приобщение каждого учащегося к ежедневному умственному труду.

Данная методическая система предполагает формирование у учащихся навыков самоорганизации, самовоспитания и самообучения, как основных факторов личностного развития.

Замечание 3

Задача педагога – дать понять каждому ученику, что он личность, имеющая свои достоинства. Это поможет ребенку поверить в себя, свои силы и способности.

Сущность предложенного Шаталовым В.Ф. метода состоит в том, что он может быть применен в рамках всех предметов общеобразовательной школы. Новаторство данного метода заключается в разработке и использовании специальных схем, включающих в себя опорные сигналы по изучаемому учебному материалу. Схема может включать в себя отдельный параграф или раздел учебника.

По мнению В.Ф. Шаталова, все без исключения дети способны успешно освоить учебную программу, главное правильно организовать подход к подаче и усвоению ими учебного материала.

Работа над учебным материалам, по методике В.Ф. Шаталова осуществляется следующим образом:

  1. Развернутая подача учебного материала, с использованием наглядностей.
  2. Сжатое изложение учебного материала, с опорой на сигнальную схему (плакат, таблицу и т.д.).
  3. Изучение опорных сигналов учащихся.
  4. Самостоятельная работа с учебником и опорной схемой.
  5. Самостоятельно письменное воспроизведение опорной схемы.
  6. Устные и письменные ответы с использованием опорной схемы.
  7. Постоянное повторение пройденного учебного материала, его углубление и расширение.
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot