Понятие социальной технологии и схема ее действия
Понятие «социальная технология» изначально появилось в социологии и отражало применение различных методик для обеспечения функционирования общественной сферы.
Постепенно технологии социальной ориентации развивались, и расширялся спектр их действия. Были оформлены технологии социальной работы, которые по своей структуре и значению схожи с технологиями социальной педагогики. Это обусловлено наличием тесной взаимосвязи и сходных черт в функционировании социального работника и педагога.
Технологии социальной работы представляют собой методику реализации практических направлений функционирования социального работника, ориентированной на целесообразное применение различных методов, приемов и средств нацеленных на получение продуктивных и качественных итогов трудовой деятельности. технологии базируется на разработке программы работы, включающей стадии проведения социальных мероприятий, обоснование определенных целевых направлений и задач для разрешения проблем социального характера, алгоритм выполнения деятельности и способы проведения контрольных мероприятий и оценку итогов проделанного труда. Технологии социальной направленности имеют определенные показатели оценки продуктивной работы социального специалиста.
Социально-педагогическая технология относится к одной из вариаций интегративного характера отдельно взятой социальной и педагогической технологии. Допустимость ее создания и использования определяется спецификой социально-педагогической работы, структурным строением, позволяющим дифференцироваться и поэтапно практически воплощаться. Социально-педагогический труд включает в себя целевое направление, определение ведущих методик и приемов организации протекания работы и его инструментального оснащения, а также мониторинг результатов, проделанной работы. Конкретизация цели и итогов, которые требуется достигнуть обуславливаются квалифицированным и оптимальным подбором содержания, методов и способов построения конкретного вида деятельности.
Педагогические технологии, внедряемые в социальную сферу базируются на методах, способах, приемах практической работы педагога, которая отличается осмысленной, обоснованной и рациональной поэтапной деятельностью и использованием конкретного инструментального оснащения. При этом, содержание, методы и формы конструирования технологического педагогического процесса являются тесно взаимосвязанными и могут сосуществовать только в единстве и сотрудничестве. Содержание технологии предопределяет ее форму и методику осуществления, а те в свою очередь оказывают воздействие и способны приводить к изменению содержания. Помимо этого, прослеживается связь и зависимость между формами и методами педагогической социальной работы.
Схема построения социально-педагогической технологии имеет следующий вид:
- Постановка ведущей педагогической задачи – состоит из поиска, подготовки анализа и группировки информации, оказание поддержки социальному объекту в постановке и правильной формулировке, имеющейся задачи.
- Определение методик и технологий разрешения поставленной задачи – определение ведущих целей и задач педагогической работы, на основе которых определяется содержание и методика осуществления технологического процесса.
- Выявление методов и форм построения, гармонирующих с содержанием технологии и находящихся в тесном сотрудничестве и связи.
- Проведение мониторинга поставленных проблем и подведение итогов работы на каждой стадии применения педагогической технологии.
Типы используемых социально-педагогических технологий
В современной педагогической работе применяются такие вариации педагогических технологий, носящих социальную ориентацию:
- Социально-педагогическое предупреждение – проведение специально организованных воспитательных процедур, ориентированных на предупреждение и устранение причин, факторов и условий, ведущих к развитию социальных нарушений в поведенческой деятельности учащихся, имеющих отрицательные последствия.
- Социально-педагогическое содействие– оказание помощи и поддержки учащимся в разрешении конкретных социальных проблем, помощь в адаптации к общественным правилам и нормам, построении коммуникативных связей.
- Социально-педагогическое исправление – осуществление корректировки общественных условий развития личности ребенка, работа с разнородными социальными отклонениями, ориентированная на определенную личность и ее затруднения социального характера.
- Социальная защита детства – разработка программ и методик защиты прав и свобод каждого ребенка, обеспечение соблюдения законодательства страны и мировых правовых актов в области правого обеспечения детей.
- Реабилитация социального характера детей и подростков – основывается на специальных приемах и способах, ориентированных на восстановление испорченных или потерянных социальных контактов ребенком, из-за функциональных сбоев в здоровье, инверсии социального статуса, развитием поведения, отклоняющегося от социальных и юридических норм общества.
Технология личностно направленного развивающего обучения
Образовательная система на современном этапе развития базируется на приоритете личности. Личность, ее потребности, интересы, стремления и желания ставятся на первое место при организации учебно-воспитательного процесса, выборе методов, приемов и технологий его осуществления.
Личностно направленное образование выявляет специфику развития каждого субъекта – учащегося, ориентируется на поддержание его самобытности, самодостаточности, ценности, наличие собственного мнения и мировоззренческих взглядов.
Технология разрабатывается с учетом признания двух равноправных источников:
- Обучение.
- Учение.
Учение, при этом является не просто производным от обучения, но и выступает в качестве действенного источника личностного развития.
В процессе обучения происходит полноценное овладение знаниями, которые принимают участие в становлении и развитии учебной деятельности и оказывают непосредственное воздействие на интеллектуальное развитие. Таким образом и осуществляется развивающее обучение.