Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании

Понятие и виды педагогических технологий

Определение 1

Технология – это некоторый набор приемов, которые используются в каком-либо деле, мастерстве или искусстве.

Определение 2

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и структурирование форм, методов и приемов обучения, иными словами, она представляет организационно-методический инструментарий педагогической деятельности.

Перечень современных образовательных технологий выглядит следующим образом:

  • технологии здоровьесбережения;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология личностно-ориентированного образования;
  • портфолио;
  • ТРИЗ;
  • предметно-развивающая среда.

Технологии здоровьесбережения

Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить для ребенка возможность сохранить свое здоровье, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты влияние педагога на здоровье детей на разных уровнях – от информационного до психологического.

В ДОУ выделяют четыре группы здоровьесберегающих технологий:

  • сохранение и стимулирование здоровья;
  • обучение здоровому образу жизни;
  • коррекционная работа;
  • просветительская работа с родителями.

Чтобы создать в ДОУ педагогические условия здоровьесбережения детей, организуют разные типы деятельности детей в форме игр, выстраивают образовательный процесс в виде модели культуры здоровья, оснащают деятельность детей оборудованием и игрушками, помогающими познакомиться со здоровым образом жизни и узнать о его необходимости.

Вся работа по сдоровьесбережению должна осуществляться на протяжении года комплексно, в ней должны принимать участие не только воспитатели, но и медицинские работники, педагог по физкультуре и родители.

«Современные образовательные технологии в дошкольном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проектная деятельность

Цель проектной деятельности – развить и обогатить социально-личностный опыт личности через включение ее в межличностное взаимодействие.

Педагоги, активно применяющие проектные технологии в работе с дошкольниками, говорят о возможности лучше узнать воспитанников, их внутренним мир, если организовать работу в детском саду в соответствии с одним из типов проектов.

Типы учебных проектов:

  • игровые – занятия для детей, участие в групповой деятельности, включающее игры и народные танцы, драматизации и разнообразные развлечения;
  • экскурсии – направлены на изучение проблем, которые связаны с окружающей природой и жизнью общества;
  • повествовательные – разрабатывая которые дети учатся передавать свои впечатления и чувства устно, письменно, вокально, художественно и музыкально;
  • конструктивные – нацелены на создание конкретных полезных продуктов, например, сколотить скворечник, разбить клумбу.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности детей в ДОУ – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому мышлению.

Основными методами и приемами организации экспериментально-исследовательской деятельности являются:

Информационно-коммуникативные технологии

Мир, в котором проходит развитие современного ребенка, существенно отличается от мира, в котором росли его родители. Это обуславливает ряд новых требований к дошкольному воспитанию в качестве первого звена непрерывного образования, то есть образования, использующего современные информационные технологии.

Информатизацией общества перед дошкольными педагогами ставятся следующие задачи:

  • соблюдать требования времени;
  • быть для детей проводником в мир современных технологий;
  • стать наставником в процессе выбора компьютерной программы;
  • формировать базис информационной культуры его личности;
  • повышать профессионализм педагога и компетентность родителей.

Решение этих задач нельзя представить без актуализации и пересмотра всех направлений работы ДОУ в рамках информатизации.

Личностно-ориентированная технология

В центре личностно-ориентированных технологий дошкольного образования лежат черты детской личности, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безопасные и комфортные условия ее развития, реализацию имеющегося природного потенциала.

Личностно-ориентированную технологию реализуют в развивающей среде, которая соответствует требованиям содержания новых образовательных программ.

Личностно-ориентированные технологии включают самостоятельные направления:

  • гуманно-личностные технологии – направлены на оказание помощи ребенку с некоторыми особенностями здоровья, во время адаптации к условиям ДОУ;
  • технология сотрудничества – предполагает демократизацию ДОУ, равенство отношений педагога и детей, партнерство в системе «ребенок-взрослый».

Технология портфолио дошкольника

Определение 3

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разных типах деятельности, его успехов, положительных эмоций; возможность повторно испытать приятные моменты своей жизни, то есть своеобразный маршрут развития ребенка.

Портфолио выполняет ряд функций:

  • диагностика – фиксация изменений роста за определенный промежуток времени;
  • содержание – раскрытие всего спектра выполняемых работ;
  • рейтинг – демонстрирует диапазон умений и навыков ребенка.

Портфолио педагога

Каждый педагог должен иметь подборку своих успехов, в которых отражены все радостные и интересные действия педагогической деятельности. Портфолио помогает в учете результатов, достигнутых педагогом в различных типах деятельности, что представляет альтернативную форму оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровые технологии предполагают развитие интереса к обучению и выполнению учебных занятий. Чтобы реализовать такой подход, следует включать в образовательные технологии четко обозначенную и пошагово охарактеризованную структуру игровых заданий и разнообразных игр, чтобы у педагога была уверенность в полученном результате.

Технология ТРИЗ имеет главной целью сформировать у детей творческое мышление, то есть воспитать творческую личность, подготовленную решать нестандартные задачи в разных областях деятельности.

Интегрированное обучение предполагает активное использование межпредметных связей, которыми предусмотрено только эпизодическое включение материалов других предметов.

Технология создания предметно-развивающей среды предполагает, что среда, в которой находится ребенок, значительно влияет на темп и характер его развития, поэтому может быть рассмотрена в качестве фактора личностного развития.

Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, которые позволяют организовывать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot