Понятие и виды педагогических технологий
Технология – это некоторый набор приемов, которые используются в каком-либо деле, мастерстве или искусстве.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и структурирование форм, методов и приемов обучения, иными словами, она представляет организационно-методический инструментарий педагогической деятельности.
Перечень современных образовательных технологий выглядит следующим образом:
- технологии здоровьесбережения;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология личностно-ориентированного образования;
- портфолио;
- ТРИЗ;
- предметно-развивающая среда.
Технологии здоровьесбережения
Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить для ребенка возможность сохранить свое здоровье, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты влияние педагога на здоровье детей на разных уровнях – от информационного до психологического.
В ДОУ выделяют четыре группы здоровьесберегающих технологий:
- сохранение и стимулирование здоровья;
- обучение здоровому образу жизни;
- коррекционная работа;
- просветительская работа с родителями.
Чтобы создать в ДОУ педагогические условия здоровьесбережения детей, организуют разные типы деятельности детей в форме игр, выстраивают образовательный процесс в виде модели культуры здоровья, оснащают деятельность детей оборудованием и игрушками, помогающими познакомиться со здоровым образом жизни и узнать о его необходимости.
Вся работа по сдоровьесбережению должна осуществляться на протяжении года комплексно, в ней должны принимать участие не только воспитатели, но и медицинские работники, педагог по физкультуре и родители.
Проектная деятельность
Цель проектной деятельности – развить и обогатить социально-личностный опыт личности через включение ее в межличностное взаимодействие.
Педагоги, активно применяющие проектные технологии в работе с дошкольниками, говорят о возможности лучше узнать воспитанников, их внутренним мир, если организовать работу в детском саду в соответствии с одним из типов проектов.
Типы учебных проектов:
- игровые – занятия для детей, участие в групповой деятельности, включающее игры и народные танцы, драматизации и разнообразные развлечения;
- экскурсии – направлены на изучение проблем, которые связаны с окружающей природой и жизнью общества;
- повествовательные – разрабатывая которые дети учатся передавать свои впечатления и чувства устно, письменно, вокально, художественно и музыкально;
- конструктивные – нацелены на создание конкретных полезных продуктов, например, сколотить скворечник, разбить клумбу.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности детей в ДОУ – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому мышлению.
Основными методами и приемами организации экспериментально-исследовательской деятельности являются:
- эвристические беседы;
- постановка и решение проблемных вопросов;
- наблюдение;
- моделирование;
- опыт;
- фиксация результатов;
- дидактические игры;
- трудовые поручения.
Информационно-коммуникативные технологии
Мир, в котором проходит развитие современного ребенка, существенно отличается от мира, в котором росли его родители. Это обуславливает ряд новых требований к дошкольному воспитанию в качестве первого звена непрерывного образования, то есть образования, использующего современные информационные технологии.
Информатизацией общества перед дошкольными педагогами ставятся следующие задачи:
- соблюдать требования времени;
- быть для детей проводником в мир современных технологий;
- стать наставником в процессе выбора компьютерной программы;
- формировать базис информационной культуры его личности;
- повышать профессионализм педагога и компетентность родителей.
Решение этих задач нельзя представить без актуализации и пересмотра всех направлений работы ДОУ в рамках информатизации.
Личностно-ориентированная технология
В центре личностно-ориентированных технологий дошкольного образования лежат черты детской личности, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безопасные и комфортные условия ее развития, реализацию имеющегося природного потенциала.
Личностно-ориентированную технологию реализуют в развивающей среде, которая соответствует требованиям содержания новых образовательных программ.
Личностно-ориентированные технологии включают самостоятельные направления:
- гуманно-личностные технологии – направлены на оказание помощи ребенку с некоторыми особенностями здоровья, во время адаптации к условиям ДОУ;
- технология сотрудничества – предполагает демократизацию ДОУ, равенство отношений педагога и детей, партнерство в системе «ребенок-взрослый».
Технология портфолио дошкольника
Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разных типах деятельности, его успехов, положительных эмоций; возможность повторно испытать приятные моменты своей жизни, то есть своеобразный маршрут развития ребенка.
Портфолио выполняет ряд функций:
- диагностика – фиксация изменений роста за определенный промежуток времени;
- содержание – раскрытие всего спектра выполняемых работ;
- рейтинг – демонстрирует диапазон умений и навыков ребенка.
Портфолио педагога
Каждый педагог должен иметь подборку своих успехов, в которых отражены все радостные и интересные действия педагогической деятельности. Портфолио помогает в учете результатов, достигнутых педагогом в различных типах деятельности, что представляет альтернативную форму оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Игровые технологии предполагают развитие интереса к обучению и выполнению учебных занятий. Чтобы реализовать такой подход, следует включать в образовательные технологии четко обозначенную и пошагово охарактеризованную структуру игровых заданий и разнообразных игр, чтобы у педагога была уверенность в полученном результате.
Технология ТРИЗ имеет главной целью сформировать у детей творческое мышление, то есть воспитать творческую личность, подготовленную решать нестандартные задачи в разных областях деятельности.
Интегрированное обучение предполагает активное использование межпредметных связей, которыми предусмотрено только эпизодическое включение материалов других предметов.
Технология создания предметно-развивающей среды предполагает, что среда, в которой находится ребенок, значительно влияет на темп и характер его развития, поэтому может быть рассмотрена в качестве фактора личностного развития.
Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, которые позволяют организовывать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.