Стратегические принципы модернизации образования
Модернизация образования – это процесс обновления всех аспектов, звеньев, направлений образовательного процесса и образовательной системы, в соответствии с тенденциями развития современного общества и реалиям времени.
Политика образования, в настоящее время, опирается на ряд стратегических принципов, которые ложатся в основу разработки программ реформирования образовательной системы и образовательной деятельности на разных уровнях образования. Таковыми принципами являются:
- Инновационная направленность образования. Предполагается создание инновационной сети образовательных заведений, структура которых обновляется в соответствии с целевым назначением инновационной работы, т.е. идет ориентация на создание научно-исследовательских центров и изменения механизмов финансирования образовательной системы.
- Изменение подходов к подбору педагогических кадров. Уделяется внимание уровню профессиональной подготовки педагогов. Для этого, реформирование затрагивает профессиональную подготовку и переподготовку педагогов, а также оплату труда педагогов: повышение з/п в соответствии с качеством и итогами их профессиональной деятельности и доведения з/п до уровня оплаты труда специалистов экономической сферы.
- Социальные ориентиры развития подрастающего поколения. Данный принцип предполагает реформирование образовательных заведений в направлении ориентации на социальное развитие детей. Предполагается создание сети коррекционных заведений, увеличение количества учреждений инклюзивного типа, поддержка талантливых детей, реализация программ кредитования, ориентированных на обеспечение доступности профессионального обучения и т.д.
- Непрерывность образования. Она реализуется на основании создания системы подготовки и переподготовки кадров в разных сферах и отраслях деятельности. Правительство поддерживает корпоративные программы переподготовки специалистов, реализует непрерывное образование в разных областях науки и экономики, организует сертификацию профессиональных квалификаций.
- Развитие механизмов оценки качества образовательной работы, актуальности и целесообразности, предоставляемых образовательных услуг. Данная оценка позволяет оценить выполнение образовательной системой социального заказа, давая сведения об удовлетворенности потребителей услугами образования. Это реализуется посредством создания такой системы оценки, которая требует активного участия потребителей в контрольной деятельности и обеспечивает объективное оценивание образовательной деятельности.
Направления модернизации образования
В настоящее время разработан ряд проектов по модернизации образовательной деятельности. Они предполагают проведение преобразований по следующим направлениям:
- Реформация раннего развития. Здесь идет ориентация на развитие системы дошкольного образования. Ее функционирование связано с рядом проблем, требующих создания службы педагогической поддержки развития подрастающего поколения по разным направлениям: физическое, социальное, психологическое развитие детей раннего возраста и дошкольников с ограниченными возможностями.
Построение школы, отвечающей условиям развития цифрового века. Здесь, реформирование включает три аспекта деятельности:
- Создание и внедрение в образовательную практику цифровых учебно-методических комплексов;
- Внедрение в образовательный процесс всех уровней цифровых игровых технологий. Они помогут повысить мотивацию к учебной деятельности и улучшить восприятие учащимися образовательной информации, а также, помогут в формировании информационной компетенции учащихся;
- Создание онлайн-курсов для учащихся, которые будут проводиться квалифицированными педагогами, мастерами своего дела. Курсы будут ориентированы на освоение базовых дисциплин, а также, профильную ориентацию учащихся старшей школы и предметом, относящимся к системе дополнительного образования. Это направлено на всестороннее развитие учащихся школ, а также полноценное развитие детей, проходящих домашнее обучение.
Создание инновационной образовательной инфраструктуры, отвечающей требованиям информационного общества. Здесь, предполагается подключение учебных заведений к скоростному интернету, программное обеспечение образовательного процесса, создание дополнительны мест в системе дошкольного образования, построение новых учебных заведений на всех уровнях и проведение капитального ремонта существующих.
- Создание равных условий для получения образования каждым ребенком. Здесь, реализуется модернизация общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном и высшем образовании, изменение стипендиальной системы выплат, создание условий доступ малообеспеченных семей к образовательным ресурсам.
- Реформирование технологического образования в школах и дополнительных образовательных заведениях. Здесь предполагается реализовать модернизацию содержания образовательных программ по ряду дисциплин, организовать систему контроля знаний и применять систему сетевого обучения с привлечением специалистов вузов и профессоров педагогики.
- Поддержка талантливой молодежи. Это направление основано на создании условий для освоения каждым учащимся интересного ему направления на расширенном уровне. Уже внедряются онлайн программы углубленного познания, расширяются границы содержания олимпиад и творческих конкурсов.
- Создание системы непрерывного образования. Она основана на формировании учреждений, курсов переподготовки кадров, повышения квалификации и оказании поддержки в поиске работы.
- Превращение университетов, институтов и иных учреждений высшей школы в поисковые, исследовательские центры. Сейчас заметно отставание от международных вузов по данному аспекту развития образовательной деятельности. Это требует активной работы по формированию основ реализации международных проектов.
- Экспорт профессионального образования. Работа ведется в направлении привлечения платежеспособных иностранных студентов к обучению в наших вузах, в частности в аспирантуру и магистратуру технологических направлений обучения.
- Обновление содержания и методов обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
- Изменение системы подготовки педагогических кадров. Обучение ориентируется на формирование у педагогов универсальных профессиональных компетенций, включающих владение информационными технологиями и инновационными методиками реализации образовательной деятельности.