Дошкольное образование – это процесс воспитания обучения и развития детей в возрасте от трех- до семи лет в специальных учреждениях образования, в которых создаются все необходимые условия для данной деятельности.
Дошкольное образование является первым уровнем образовательной системы. Оно закладывает фундамент последующего обучения и развития детей. От эффективности и результативности дошкольного образования зависит социальное становление личности, формирование ее познавательной активности и активизация творческого потенциала.
Дошкольное образование и его реализация основывается на концептуальных положениях и теориях, которые разрабатываются учеными-педагогами на основании текущего этапа социального развития и его потребностей.
Дошкольное образование как ступень системы общего образования
Концепция под названием «Дошкольное образование как система общего образования» была разработана отечественными учеными в 2005 году под руководством В. И. Слободчиковой.
Создание данной концепции связано с необходимостью реформирования, модернизации дошкольного уровня образования. В ней рассматриваются актуальные проблемы современного дошкольного образования:
- Придание дошкольному образованию статуса самостоятельной ступени обучения и развития подрастающего поколения, со своими специфическими основами функционирования, принципами и направлениями деятельности.
- Доступность качественного дошкольного образования. Каждый ребенок имеет право на получение должно уровня дошкольного образования, независимо от его потенциальных возможностей, социального статуса, особенностей развития.
- Создание условий для преемственности дошкольного уровня образования и школьного. Преемственность должна присутствовать в образовательных программах, методах и технологиях обучения дошкольников и младших школьников.
- Равноправие и равнозначные возможности поступления детей в школу. Каждый ребенок должен развиваться в соответствии со своими потенциальными возможностями. Каждому дается право на раскрытие своего потенциала и освоение системы знаний и навыков, независимо от уровня интеллектуального, психического и физического развития.
- Создание оптимальных условий для подготовки дошкольников к начальному этапу школьного обучения. Этого достичь возможно при бесплатном дошкольном образовании и ориентации образовательных программ на психологическую и физическую готовность, безопасности здоровья детей и гармоничного развития их личности.
Данная концепция предлагает организацию дошкольного образования, основанную на вариативных образовательных программах. Такое образование предполагает индивидуальный подход к каждому воспитаннику, организацию сотрудничества между воспитателями и детьми и предоставления дошкольникам максимальной самостоятельности во всех направлениях их развития.
Концепция построения предметно-развивающей среды ДОУ
Вопросы организации пространства в дошкольной образовательной организации рассматривались учеными еще с начала XX столетия. Предлагалось использование развивающих игрушек и иного оборудования. Пик развития концептуальных основ создания предметно-развивающего пространства в ДОУ приходится на конец XX века.
Так, в 1990 году была разработана концепция построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Она затрагивает вопросы ее проектирования и обогащения.
Основными положениями данной концепции являются:
- Опора на деятельностный подход в обучении при проектировании развивающего пространства.
- Посредством предметной среды оказывается воздействие на развитие личности дошкольника т.е. она выступает средством управления процессом личностного развития подрастающего поколения.
- Среда оказывает воздействие на личность ребенка, приводя к выработке направлений его поведения, формированию социальных отношений.
- Насыщение предметно-развивающей среды эмоциональным компонентом, являющимся движущей силой развития дошкольника, придающей ему энергию.
- В основе построения предметно-развивающей среды лежат природные объекты, игрушки, видео материалы, развивающие игры и занятия, компьютерные средства.
Развивающая среда ДОУ должна быть построена в соответствии со следующими условиями:
- Соответствие современному этапу развития общества в эстетическом аспекте, а также содержательном наполнении.
- Удобство расположения объектов в предметно-развивающей среде для их использования детьми, свободного доступа к ним.
- Ориентация среды на прогрессивное развитие детских видов деятельности.
- Сочетание традиционных и инновационных объектов.
- Вариативность компонентов среды. Они должны помогать реализовывать различные виды и направления деятельности дошкольника.
- Удовлетворение актуальных потребностей дошкольника и ориентация на его творческое перспективное развитие.
- Комфортность и безопасность развивающей среды.
- Ориентация на сенсорное развитие дошкольника.
- Соответствие содержания среды содержанию образовательной программы ДО.
- Опора на поисковую деятельность и проблемное обучение.
Современные теории дошкольного образования
К современным теориям дошкольного образования относятся теории, ориентированные на сочетание в дошкольной педагогике направлений обучения, воспитания и развития детей разных возрастных групп.
Основными теориями соотношения направлений обучения, воспитания и развития дошкольников, являются:
- Самостоятельность и авторитарность развития. Оно не зависит от обучения и воспитания. Данная теория предполагает организацию спонтанной деятельности дошкольников, при которой они познают только то, что способны воспринять и усвоить. Последователями этой теории были: З. Фрейд, Ж. Пиаже.
- Связь процессов развития и обучения дошкольников. Согласно данной теории, процесс развития дошкольника является зависимым от его психических процессов и внутренних параметров. При этом, оно подвергается воздействию обучения и воспитания, которые выстраиваются в соответствии с уровнем развития конкретного ребенка и его потенциальными возможностями. Представителями данной теории были: Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская.
- Опосредованная связь между развитием и процессами воспитания и обучения. Данная теория принадлежит Л.С. Выготскому. Он обозначил необходимость построения обучения и воспитания в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка т.е. обучение идет впереди развития. Тем самым активизируются все потенциальные возможности ребенка. Обучение ведет за собой развитие личности дошкольника. Оно направлено на раскрытие природного потенциала личности. данная теория стала основой развивающего обучения. Она была развита в трудах многих ученых-педагогов. В современном дошкольном образовании она находит применение во многих образовательных программах ДО.