Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные аспекты изучения формирования психомоторики у детей 2-3 лет

Современные научные данные о психомоторных функциях детского организма

Определение 1

Психомоторика – это совокупность движений человека, которые тесно связаны с его психической деятельностью и отражают особенности его конституции.

Психомоторика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Психомоторика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психомоторика отражает выполнение достаточно сложных движений, носящих дифференцированный характер. Все движения организма, которые носят психомоторный характер, выполняются быстро и продуктивно, за счет того, что они контролируются психомоторикой и своевременно исправляются при неверном исполнении.

Современные научные теории, рассматривающие функционирование психомоторики детей, например, теория Н.А. Бернштейна, рассматривает моторную работу организма в качестве индикатора процессов, осуществляемых центральной нервной системой, а также реализуемых высшими психическими функциями.

Все произвольные движения организма контролируются сознанием ребенка, а проявление того или иного двигательного качества, возможно только при развитой воле. Это говорит о том, что психомоторные функции организма представляют собой комплекс психологических механизмов и физиологических возможностей управления движениями, которые проявляются в разнообразных двигательных свойствах организма. Это говорит о том, что психомоторные функции являются индивидуальной особенностью каждого человека и их развитие происходит постепенно. До трехлетнего возраста психомоторные функции организма находятся в стадии развития. Это обусловлено неразвитостью психических процессов и физических качеств ребенка.

Функциональная роль психомоторных свойств организма сводится к выполнению ими следующих функций:

«Современные аспекты изучения формирования психомоторики у детей 2-3 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Локомоторная функция – отражает динамику поведения и поведенческих реакций организма на внешние раздражители.
  2. Мышечный тонус – отражает энергетический состав двигательной активности.
  3. Сила мышечного напряжения – отражает общее физическое развитие и его специфику.
  4. Точность совершения движений руками и ногами.
  5. Функция статического и динамического тремора – отражает координационные возможности организма, умение ориентироваться в пространстве и сохранять координацию.
  6. Специфика совершения графических движений.
  7. Совершение мышечных усилий в статике.

Помимо этого, психомоторика оказывает важное воздействие процесс управления двигательными операциями, а также велика роль психомоторики в развитии познавательных возможностей организма.

В настоящее время, психологией и педагогикой разработаны методики, позволяющие активизировать, формировать и корректировать психомоторные функции организма. Это развивает двигательные навыки организма.

Современные научные теории рассматривают психомоторику в качестве совокупности трех компонентов:

  • Двигательный.
  • Эмоциональный.
  • Познавательный.

Таким образом, психомоторика отражает связь между движениями организма и его психическими функциями. Она обеспечивает наполнение движения эмоциональным составом. Любое движение будет совершаться более эффективно, если оно сопровождается проявлением какой-то эмоции.

Особенности психомоторного развития грудного ребенка

Первый год жизни малыша характеризуется активным развитием его психических процессов. Постепенно формируясь, они начинают активно воздействовать на моторные функции, что приводит к развитию у ребенка разнообразных двигательных навыков.

Психомоторное развитие грудного ребенка происходит стремительно. К наступлению первого дня рождения, малыш может выполнять следующие психомоторные операции:

  • Улыбка;
  • Реакция на голос взрослого и иные звуки;
  • Перевороты тела;
  • Повороты головы в разные стороны;
  • Качание головой;
  • Подъем головы с ее задержкой в статике;
  • Смех;
  • Тяга руками к чему-либо;
  • Узнавание близких людей;
  • Принятие сидячего положения;
  • Совершение пружинистых движений ногами;
  • Ползанье;
  • Подъем с опорой;
  • Захват мелких объектов двумя пальцами;
  • Совершение хлопков ладонями;
  • Употребление пищи с ложки;
  • Питье с кружки;
  • Кивки головой;
  • Указание пальцами на объекты;
  • Совершение бросков различных предметов;
  • Реагирование на обращение к себе;
  • Повторять различные действия за другими;
  • Слежение за действиями других;
  • Голосовое, жестикуляционное либо мимическое обозначение своих желаний и потребностей.

Важно обратить внимание на то, что каждый ребенок индивидуален и его психомоторные функции разовьются тогда, когда психические процессы будут активно функционировать и построят взаимодействие с моторикой. Существуют примерные возрастные периоды развития тех или иных функций, но они могут отклоняться от нормы у разных детей, в силу особенностей функционирования их психических процессов. Один ребенок может начать подниматься с опорой в 7 месяцев, а другой только в 11.

Развитие психомоторики в период с года до двух лет

Психомоторика годовалого ребенка продолжает активное развитие. Психические процессы развиваются, их функционирование совершенствуется, а значит и связи психических и моторных функций усиливаются. Это приводит к тому, что навыки, приобретенные до года, развиваются и совершенствуются, а к ним добавляются еще и такие умения:

  • Самостоятельное употребление пищи ложкой;
  • Хождение;
  • Перешагивание ногами через препятствия;
  • Произнесение первых слов, а иногда и фраз;
  • Расширение словарного запаса быстрыми темпами;
  • Сравнение объектов окружающего мира по цвету, размеру, форме;
  • Применение различных частей речи при построении диалогов и монологов;
  • Первые попытки самостоятельного одевания;
  • Создание первых рисунков (как правило, каракули);
  • Совершение движений пальцами с пластилином и иными мягкими веществами.

Что касается дальнейшего развития психомоторный функций организма, то до трех лет, как правило, новых функций не прибавляется, а происходит совершенствование уже сформировавшихся. Речь ребенка активно развивается и становится более четкой, полной, выразительной и понятной. Движения приобретают осознанный характер и усложняются. Происходит совершенствование навыков рисования и лепки.

Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot