Понятие системы образования
Система образования – это комплекс воспитательно-образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в рамках конкретного государства (общества), основанную на его принципах и в соответствии с его потребностями по подготовке новых членов общества.
В государственную систему образования входят следующие воспитательно-образовательные учреждения:
- Детские дошкольные учреждения
- Учреждения общего среднего образования
- Учреждения внешкольного воспитания и обучения
- Учреждения профессионально-технического образования
- Учреждения среднего специального образования (колледжи, техникумы и т.п.)
- Учреждения высшего образования
- Учреждения по подготовке и переподготовке научных кадров
- Учреждения послевузовского образования
- Учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров
В настоящее время выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на развитие современной системы отечественного образования:
- Уровень развития производства и НТП, оказывающих влияние на рост требований по подготовке кадров
- Уровень технического и методического оснащения образовательных учреждений
- Уровень подготовки педагогических кадров
- Государственная политика в области отечественного образования
Наибольшее влияние на развитие отечественной системы образования оказывает государственная политика, так как от нее зависит уровень обеспечения учреждения кадрами, оснащением и т.д.
Основная стратегическая цель государственной политике в системе образования – повышение уровня доступности отечественного образования для всех слоев населения, в соответствии с последними требованиями экономики, общества и каждого гражданина.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих приоритетных задач:
- Осуществление модернизации образовательных учреждений, как основного инструмента социального развития общества
- Осуществление мониторинга выпускников образовательных учреждений, с целью выявления качества подготовки и востребованности кадров.
- Обеспечение необходимой инновационной направленности базового образования в соответствии с требованиями международных стандартов, потребностей со стороны государства и общества.
- Организация современной и актуальной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Важнейшие мировые тенденции современного образования
Одной из важнейших мировых тенденций современного образования является его интернационализация и интеграция, направленная на сближение стран и создание единого образовательного пространства.
Под единым образовательным пространством понимают объединение государств, реализацию на их территории максимально приближенных стандартов образования и признание документов об образовании во всех странах объединенного пространства.
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, которая в настоящее время принята большинством европейских стран, что означает направленность отечественной системы образования в сторону сближения с европейскими системами.
Основные положения Болонской декларации:
- Внедрение двух- и трехуровневой системы вузовской подготовки специалистов (бакалавр-магистр и бакалавр-магистр-аспирант).
- Введение кредитной системы обучения (модули, зеты и т.д.).
- Обеспечение качественной системы контроля образования.
- Мобильность образования (заочное и дистанционное обучение).
- Обеспечение послевузовского трудоустройства выпускников.
Необходимо отметить, что переход отечественного образования на европейскую систему не означает ее полное копирование. Предусмотрено заимствование наиболее эффективных методов и приемов организации системы обучения, с обязательной адаптацией.
Таким образом, тенденция развития отечественной системы образования предусматривает сохранение собственного накопленного опыта и его интеграцию с опытом европейских образовательных систем.
Одной из наиболее популярных и актуальных технологий образования является внедрение дистанционной системы образования. Преимущество данной системы состоит в том, что она позволяет получать образование, повышать квалификацию и т.д., без отрыва от производства, семьи, в любом месте и в удобное время.
Помимо дистанционного образования, еще одним новшеством является внедрение в классический процесс воспитания и обучения инновационных компьютерных технологий (использование сети Интернет, мультимедиа, электронные журналы и дневники, и т.д.).
Современные тенденции развития образования
Современные тенденции в развитии образования включают:
- диверсификацию,
- интернационализацию,
- индивидуализацию,
- развитие опережающего и непрерывного образования,
- его интенсификацию и компьютеризацию,
- развитие принципов цикличности и многоступенчатости.
Все эти тенденции должны способствовать повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.
Переход к новым методам и технологиям в образовательной деятельности в современных условиях возможен только на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на:
- реализацию плана повышения качества образования,
- проведение научных исследований и разработок,
- внедрение, предполагающее замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.
Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
- формирование виртуальной информационной среды на уровне школы;
- системная интеграция информационных технологий в образовании, поддержка процессов обучения, исследований и организационного управления;
- построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
- постоянное предоставление новой научно-технической и методической информации;
- создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение проблем информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.