Совместная проектировочная деятельность педагогов и обучающихся как средство развития обеих сторон
Проектировочная деятельность - это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на создание условий для саморазвития и взаимодействия между его субъектами.
Использование проектирования в образовании является способом реализации личностно-ориентированного подхода. Обучение базируется на учете индивидуальных особенностей развития каждого учащегося. Оно помогает в самоутверждении, самоопределении, самореализации, раскрытии творческого потенциала учащегося и педагога.
Рисунок 1. Этапы совместной деятельности учителя и учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектировочная деятельность используется в образовательном процессе в качестве приоритетного средства развития его участников. Это достигается за счет того, что:
- В ходе проектирования происходит негласное усвоение его участниками новых понятий и ориентиров, новых ситуаций и явлений, процессов окружающего мира, взаимоотношений и смыслового назначения текущих обстоятельств и перемен.
- Создание проекта ставит его участников на позицию творца. Это касается и педагогов и обучающихся. Они создают что-то новое, что в итоге приводит к их развитию и изменению себя.
- Проектирование является творческим процессом. Он требует от каждого его участниками внесения своих идей и новшеств. В этом случае, проектирование является коллективным творчеством. Участники создают новый творческий продукт. Это необходимо сделать без их умения устанавливать коммуникативные связи, сотрудничать, идти на компромиссы принимать обдуманные и целесообразные решения.
Роль обучающихся в проектировочной деятельности
В ходе создания какого-то проекта обучающийся может исполнять роль его заказчика, исполнителя и эксперта т.е. оценивать результаты проектирования.
При проектировании возникает необходимость проявления его участниками, а значит каждым учащимся, своего «Я». Это реализуется в следующих ситуациях:
- Наличие необходимости поставить и обозначить свои цели и задачи деятельности, выразить свое видения проблемы, свою точку зрения на объект проектирования и свое видения положения и значимости в ходе реализации проекта. Учащийся должен продемонстрировать умелое ведение дискуссии и аргументированное отстаивание своей точки зрения.
- Наличие необходимости обозначить свои затруднения. Учащийся должен осознать и представить другим свои затруднения в реализации проекта, чтобы ему помогли выявить их причины. Причины необходимо искать в себе – своих способностях, возможностях, индивидуальных особенностях.
- Наличие необходимости согласования своих целей с целями других участников проекта. Необходимо умение идти на компромисс и находить направление реализации проекта, которое обеспечит максимальное исполнение целей каждого его субъекта путем проведения совместной, слаженной работы.
- Необходимость использования собственных творческих ресурсов. Условия проектирования должны способствовать раскрытию творческого потенциала каждого его участника.
Ребенок выступает субъектом своего развития, а соответственно он развивается в ходе проектировочной работы. От того, насколько эффективно и качественно он будет ее исполнять, зависит конечный результат его развития. В этой связи, роль ребенка в проектировочной деятельности сводится к максимизации усилий для достижения целевого назначения проекта, собственного развития и саморазвития.
Роль педагога в проектировочной деятельности
Ведущую позицию в проектировочной деятельности занимает педагог. Это обусловлено тем, что он разрабатывает проект и направляет учащихся на его исполнение, помогает в его создании и обеспечении условий для личностного развития учащихся.
На основании проектной деятельности, педагогу удается построить бесконфликтную атмосферу сотрудничества с детьми. Процесс обучения становится созиданием, в ходе которого происходит развитие не только учащихся, но и педагог профессионально растет, развивается, повышает свое мастерство.
Педагог становится творцом. Он организует не только проект, но и совместную деятельность с учащимися, обеспечивает условия для реального сотрудничества при усвоении образовательной программы.
Проектировочная деятельность является инновационным методом организации процесса обучения. Его применение ориентировано на мотивацию учащихся к познанию. Педагог является направляющим т.е. он сам не выполняет работу, но консультирует детей по ее совершению, создает условия для их самостоятельного выполнения проекта, решение его задач и нахождения ответов на заданные вопросы.
В ходе проектной деятельности, педагог выступает соучастником исполнения проекта. Он проводит исследования вместе с учащимися и делает выводы по ходу реализации проекта. Учащиеся, также делают выводы, которые озвучивают, а педагог может их поправить, показать ошибки и помочь их исправить.
При руководстве проектировочной деятельностью, педагог может выполнять разные роли, которые зависят от стадии реализации проекта, индивидуальных особенностей его участников, целевого назначения и содержания проектной деятельности.
Рассмотрим основные роли педагога:
- Энтузиаст. Педагог мотивирует учащихся к реализации проекта. Он помогает развить желание создавать новый продукт, исследовать что-то, направляет деятельность детей;
- Специалист. Педагог может проявлять свою компетентность в каких-то областях и направлениях реализации проекта. Он не показывает, что знает все, что может легко решить ту или иную проблему, а только в каких-то моментах помогает ученикам с решением задачи, дает им подсказки;
- Консультант. Педагог консультирует учащихся по различным вопросам, помогает в сборе информации, направляет к другим специалистам;
- Координатор. Педагог регламентирует коллективную деятельность, поддерживает баланс интересов участников проекта;
- Руководитель. Педагог организует проект, начиная с планирование каждого этапа его реализации, прогнозируя его итоги исполнения и направляя деятельность учащихся;
- Корреспондент. Педагог организует диалоговую работу в коллективе т.е. задает наводящие вопросы по проблеме проекта, чтобы учащиеся начали выражать свое мнение и предлагать варианты решения проблемы;
- Эксперт. Педагог дает экспертную оценку работы детей по проекту, итогов его реализации.