Совместная деятельность педагога и детей
Совместная деятельность педагога с детьми – это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей-дошкольников. Деятельность двух и более участников образовательной деятельности, то есть взрослого и воспитанника, направленная на решение образовательных задач в одном пространстве и в одно время характеризуется партнерской позицией взрослого и партнерской организацией ребенка, то есть возможным свободным размещением, перемещением и общением в процессе образовательной деятельности.
Выделяют следующие формы работы с воспитанниками:
- индивидуальную;
- подгрупповую;
- фронтальную.
Также выделяют следующие виды совместной деятельности:
- непосредственно образовательную деятельность, которая реализуется при осуществлении совместной деятельности педагога с детьми;
- совместную деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в процессе осуществления режимных моментов и решает образовательные задачи.
Типы совместной деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная.
Алгоритм развития любых видов деятельности имеет следующий вид: сначала идет осуществление совместной деятельности с педагогами, а затем – совместная деятельность с ровесниками, и наконец, превращение в самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.
К характеристикам совместной партнерской деятельности педагога с детьми относят:
- добровольное присоединение детей к деятельности, то есть отсутствует психологическое и дисциплинарное принуждение;
- открыты временной промежуток – каждый ребенок работает в индивидуальном темпе;
- возможность свободного общения и перемещения детей;
- педагогическая поддержка.
Учитывая вышеназванные сущностные признаки организации совместной деятельности, они должны затрагивать все режимные моменты, проводимые в группе, а также все моменты непосредственно-образовательной деятельности.
Достижение дисциплины в рамках совместной деятельности возможно только при использовании неформального авторитета взрослого человека, а также посредством создания целостной системы интересов, включая выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательной деятельности.
Планирование совместной деятельности
При планировании совместной деятельности должна быть определена ее структура. Например, в случае детей старшего дошкольного возраста, ее структура будет иметь следующий вид:
- формулирование педагогом задачи и принятие ее каждым участником деятельности;
- анализ задачи, дети выдвигают и выбирают способы решения задачи;
- обсуждение и оценка полученного результата совместной деятельности.
Совместная деятельность состоит из игровой, проблемной, познавательной и других ситуации или задачи. Совместную деятельность планируют и прослеживают в формате:
- целевой прогулки;
- наблюдения;
- обследования;
- экспериментирования;
- творческой деятельности.
На сегодняшний день актуально реализовывать совместную деятельность детей, педагогов и родителей через разнообразные проекты, в которых родители должны принимать активное участие, как и в образовательной деятельности, а не просто выступать сторонними наблюдателями.
Иными словами, совместная деятельность педагога и детей – перспективная форма развивающего обучения. Образовательные ситуации в совместном взаимодействии педагога и детей трансформируются и становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и детей в образовательном пространстве ДОУ.
Самостоятельная деятельность детей в ДОУ
Самостоятельная деятельность детей также является важнейшей моделью организации образовательной деятельности в ДОУ, она реализуется в двух формах:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, которые затрагивают интересы других людей, их эмоциональное благополучие, помощь с бытовыми делами и пр.
Для осуществления детьми самостоятельной деятельности необходимо построение предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна характеризоваться следующими чертами – трансформируемостью, содержательной насыщенностью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.
Если говорить о насыщенности среды, то она подразумевает наличие в группе центра активности – игрового, познавательно-исследовательского, творческого, двигательного и пр.
Трансформируемость среды предполагает наличие возможности изменять ее в соответствии с интересами и желаниями детей.
Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразно использовать предметы, атрибуты и природный материал.
Вариативность среды предполагает, что есть различные пространства, которые обеспечивают детям свободный выбор, возможность менять игровой материал, находить новые предметы, стимулирующие детскую активность.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна соответствовать следующим требованиям:
- быть привлекательного вида;
- выступать как естественный фон жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- позитивно воздействовать на эмоциональный фон;
- помогать детям в индивидуальном познании окружающего мира;
- предоставлять детям возможности заниматься самостоятельной деятельностью.
Пространство группы должно быть организовано на несколько хорошо разграниченных зон, в которых в большом количестве лежат развивающие материалы. Все предметы должны быть легко доступны для детей. Это даст детям возможность выбрать интересные для себя занятия, чередовать их на протяжении дня, а педагог сможет более эффективно организовывать образовательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности детей.