Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей

Совместная деятельность педагога и детей

Замечание 1

Совместная деятельность педагога с детьми – это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей-дошкольников. Деятельность двух и более участников образовательной деятельности, то есть взрослого и воспитанника, направленная на решение образовательных задач в одном пространстве и в одно время характеризуется партнерской позицией взрослого и партнерской организацией ребенка, то есть возможным свободным размещением, перемещением и общением в процессе образовательной деятельности.

Выделяют следующие формы работы с воспитанниками:

  • индивидуальную;
  • подгрупповую;
  • фронтальную.

Также выделяют следующие виды совместной деятельности:

  • непосредственно образовательную деятельность, которая реализуется при осуществлении совместной деятельности педагога с детьми;
  • совместную деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в процессе осуществления режимных моментов и решает образовательные задачи.

Типы совместной деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная.

Алгоритм развития любых видов деятельности имеет следующий вид: сначала идет осуществление совместной деятельности с педагогами, а затем – совместная деятельность с ровесниками, и наконец, превращение в самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.

К характеристикам совместной партнерской деятельности педагога с детьми относят:

  • добровольное присоединение детей к деятельности, то есть отсутствует психологическое и дисциплинарное принуждение;
  • открыты временной промежуток – каждый ребенок работает в индивидуальном темпе;
  • возможность свободного общения и перемещения детей;
  • педагогическая поддержка.

Учитывая вышеназванные сущностные признаки организации совместной деятельности, они должны затрагивать все режимные моменты, проводимые в группе, а также все моменты непосредственно-образовательной деятельности.

«Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Достижение дисциплины в рамках совместной деятельности возможно только при использовании неформального авторитета взрослого человека, а также посредством создания целостной системы интересов, включая выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательной деятельности.

Планирование совместной деятельности

При планировании совместной деятельности должна быть определена ее структура. Например, в случае детей старшего дошкольного возраста, ее структура будет иметь следующий вид:

  • формулирование педагогом задачи и принятие ее каждым участником деятельности;
  • анализ задачи, дети выдвигают и выбирают способы решения задачи;
  • обсуждение и оценка полученного результата совместной деятельности.

Совместная деятельность состоит из игровой, проблемной, познавательной и других ситуации или задачи. Совместную деятельность планируют и прослеживают в формате:

  • целевой прогулки;
  • наблюдения;
  • обследования;
  • экспериментирования;
  • творческой деятельности.

На сегодняшний день актуально реализовывать совместную деятельность детей, педагогов и родителей через разнообразные проекты, в которых родители должны принимать активное участие, как и в образовательной деятельности, а не просто выступать сторонними наблюдателями.

Иными словами, совместная деятельность педагога и детей – перспективная форма развивающего обучения. Образовательные ситуации в совместном взаимодействии педагога и детей трансформируются и становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и детей в образовательном пространстве ДОУ.

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ

Самостоятельная деятельность детей также является важнейшей моделью организации образовательной деятельности в ДОУ, она реализуется в двух формах:

  • свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, которые затрагивают интересы других людей, их эмоциональное благополучие, помощь с бытовыми делами и пр.

Для осуществления детьми самостоятельной деятельности необходимо построение предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна характеризоваться следующими чертами – трансформируемостью, содержательной насыщенностью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.

Если говорить о насыщенности среды, то она подразумевает наличие в группе центра активности – игрового, познавательно-исследовательского, творческого, двигательного и пр.

Трансформируемость среды предполагает наличие возможности изменять ее в соответствии с интересами и желаниями детей.

Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразно использовать предметы, атрибуты и природный материал.

Вариативность среды предполагает, что есть различные пространства, которые обеспечивают детям свободный выбор, возможность менять игровой материал, находить новые предметы, стимулирующие детскую активность.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть привлекательного вида;
  • выступать как естественный фон жизни ребенка;
  • снимать утомляемость;
  • позитивно воздействовать на эмоциональный фон;
  • помогать детям в индивидуальном познании окружающего мира;
  • предоставлять детям возможности заниматься самостоятельной деятельностью.

Пространство группы должно быть организовано на несколько хорошо разграниченных зон, в которых в большом количестве лежат развивающие материалы. Все предметы должны быть легко доступны для детей. Это даст детям возможность выбрать интересные для себя занятия, чередовать их на протяжении дня, а педагог сможет более эффективно организовывать образовательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности детей.

Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot