Сущность и функциональная роль интонационных умений
Интонационные умения – это навыки слухового восприятия акустических характеристик интонации, различения эмоционального компонента, заложенного в интонации говорящего, смысла и логики высказывания и чувств, которые в нем передаются.
Интонационные умения требуют развития с раннего возраста и формируются параллельно развитию речи ребенка дошкольного возраста. Эти навыки важны и для социального становления ребенка, поскольку, если он умеет адекватно воспринимать интонацию говорящего, чувствует его настрой, то это позволяет правильно выстроить свое коммуникативное взаимодействие с той или иной личностью.
К основным интонационным умения относят:
- Интонационное различение эмоционального состояния говорящего. Ребенок должен уметь воспринимать радость или грусть в речи, чувствовать гнев, негативные эмоции, отличать удивление от презрения и т.д.
- Навык передачи интонационного смысла высказывания. Посредством интонации можно придать одной и той же фразе различный смысл.
- Верная расстановка логических ударений в речи. Чтобы речь была правильной, четкой и логичной, необходимо сформировать навыки постановки логического ударения. Для этого используется интонация.
- Умение делать паузы в голосе, в произношении, а также повышать голос для выделения чего-то важного и значимого, сущностного в высказывании.
- Контроль силы голоса. Голос, его тембр, громкость, сила должны соответствовать речевой ситуации.
- Умение соблюдать определенный темп речи, соответствующий содержанию высказывания, текста.
- В интонации должен быть заложен смысл того, что человек хочет сказать. Поэтому, необходимо развивать навыки интонационного сопровождения речи и ее смысловой стороны.
- Навыки подбора интонации для выражения своих чувств и эмоций.
- Умение дать вербальную характеристику интонации, отражающей определенный эмоциональный настрой.
- Навыки передачи эмоций, посредством письменных интонационных форм.
Интонация речи зависит от конкретной речевой ситуации. Интонационные умения требуют своевременного развития и постепенного совершенствования. Это обусловлено их значимостью в коммуникативном взаимодействии и комфортном существовании в социуме. Кроме того, интонационные умения выполняют ряд значимых функций, к числу которых относятся следующие функции:
- Коммуникативная. Она отражает умение реализовывать коммуникативные высказывания: повествовательные т.е. рассказ о чем либо или побуждающие, выражающие требование к совершению чего-то. Именно интонация позволяет определить тип высказывания, ведь оно может быть построено на одинаковом лексико-грамматическом материале. Например: Саша дома – повествование и Саша дома? – вопрос.
- Выделительная. Она отражает разделение речи, отдельного высказывания на отдельные части, которые имеют разную смысловую значимость, а также умение выделить, с помощью интонации что-то в высказывании: отдельный элемент, образ и т.д.
- Эмоциональная. Она отражает наличие эмоционального настроя речи, эмоциональность того или иного высказывания. Именно интонация содержит в себе эмоцию говорящего и помогает отразить его состояние, желание, потребность, выразить то или иное чувство.
Упражнения по развитию интонационных умений младших школьников
Для развития и совершенствования интонационный умений учащихся начальной школы используется широкий спектр упражнений. Их можно подразделить на следующие группы:
- Упражнения, ориентированные на освоение различных компонентов интонации: темп, тембр, логическое ударение, ритм, уровень звука, повышение и понижение голоса, паузы. Для этого, как правило, применяются игровые формы занятий. Детям предлагается разыграть сценки из сказок, взяв на себя роли героев и выражая их чувства и эмоции. Также, используются упражнения на произношение звуков животных. Это позволяет отработать тембр речи, громкость, ритм. Также, дети выполняют задания по расстановке логических ударений: даются несколько предложений, где необходимо расставить ударения, с сохранением его смысла. Например, Вы приедете домой сегодня или завтра?
- Упражнения на развитие выразительности речи. Дети отрабатывают навыки выразительной речи, посредством чтения литературы, сказок, их отрывков. Здесь требуется верно расставить логические ударения, научиться делать паузы, менять тембр и ритм голоса, акцентировать интонационно эмоциональные состояния героев.
- Упражнения на расширение лексического запаса языка. В этом случае используются задания, позволяющие находить замену тем или иным словам, с сохранением смысла высказывания. Например, замена глагола «сказал», прилагательного «привлекательный» и т.д. Также, детям можно дать текст, после прочтения которого они должны ответить на вопросы о том, какие чувства и эмоции испытывают герои, чем им можно помочь в сложившейся ситуации и т.д.
- Упражнения, развивающие понимание связи между интонацией и пунктуацией в предложении. Детям даются задания по расстановке знаков препинания в предложениях и пауз.
- Упражнения на развития навыков соотношения интонации текста с его смыслом. Даются разнообразные предложения, которые требуется произнести с той или иной интонацией, чтобы отобразить конкретный смысл: выразить радость или раздражение, удивление и т.д. Например, «Я так хотел поехать на море в этом году, а еду в горы». Эту фразу можно произнести по-разному: с сожалением, с восторгом, со смирением.
- Упражнения на развитие интонационного восприятия эмоционального компонента речи. Педагог может произносить фразы, с определенным эмоциональным настроем, а учащиеся определить его эмоции и чувства.
- Упражнения на развития навыков выражения своих эмоций в речи. Дети учатся произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, чтобы выразить грусть, удивление, гнев и т.д. Например, «Ну вот, пришла снова наступила осень».
Можно использовать ряд игр и игровых упражнений для совершенствования интонационных навыков учащихся.
Рисунок 1. Упражнения по развитию интонационных умений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ