Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пути активизации речи у детей с множественными нарушениями в развитии

Особенности речевого развития детей с множественными нарушениями в развитии

Определение 1

Множественные нарушения в развитии – это наличие у ребенка более трех отклонений от нормального функционирования различных процессов и систем организма, проявляющихся в умственной отсталости, синдроме Дауна, слепоглухоте, речевых дефектах и др.

Речь играет важную роль в общем развитии ребенка. Речевые процессы связаны с работой ЦНС и мозга. Если речь ребенка оказывается недоразвитой, то это является следствием наличия умственных отклонений и нарушения функционирования психических процессов, а также, приводит к развитию вторичных отклонений в развитии ребенка, связанных с дефектами работы речевого аппарата. В этой связи, развитию речи, исследованию причин ее дефектов и особенностей формирования у различных категорий детей уделяется особое внимание.

При наличии у ребенка множественных нарушений в развитии их речевое развитие имеет некоторые особенности формирования:

  • Позднее становление речевых функций. В силу задержки в развитии ребенка, возникает поздняя активизация работы речевого аппарата.
  • Затруднения функционирования речевой координации.
  • Нарушения в работе фонематического восприятия.
  • Сложности в расширении и обогащении словарного запаса ребенка. Слова ребенка не отличаются большим количеством и разнообразием. Он способен строить только примитивные предложения, не соблюдая грамматические нормы их построения.
  • Недоразвитость мышления приводит к невозможности освоения правил построения грамматически верных предложений, формулировании своих мыслей.
  • Отсутствие заинтересованности в речевом общении.
  • Неумение отвечать на вопросы, особенно, требующие расширенного ответа.
  • Сжатость и пространность фраз, вызванная нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.
  • Нелогичность высказываний.
  • Фрагментарность речи.
  • Развитие речи является сложным и длительным процессом, требующим комплексного коррекционного воздействия.
  • Несформированность регулятивной функции речи т.е. речь, обращенная к ним не воспринимается точно и правильно, а соответственно, какие-то поручения и действия не могут быть точно и последовательно реализованы.
  • Частое проявление эхолалий, фонетические расстройства, специфическая интонация, странная тональность речи.
  • Сложности в освоении письменной речи и чтения.
«Пути активизации речи у детей с множественными нарушениями в развитии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Речевая моторика детей с множественными отклонениями характеризуется замедленным развитием. Дыхательная работа затрудняется во время произношения. Кроме того, наблюдаются сбои артикуляции в ходе речевого произношения.

Пространственная ориентация ребенка также, требует тщательной проработки. Она связана с тем, что ребенок не всегда выполняет движения точно и правильно. Любые его действия требуют постоянной поправки и отработки. Поэтому, сложные речевые инструкции ребенок выполнить не в состоянии.

Основные направления логопедической работы с детьми со множественными отклонениями

Коррекция речевых дефектов ребенка с множественными отклонениями реализуется по следующим направлениям:

  1. Развитие экспрессивной речи.
  2. Развитие импрессивной речи.
  3. Развитие навыков невербального общения.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Коррекция сенсорных и перцептивных функций.
  6. Развитие моторных функций.
  7. Развитие визуально-двигательной координации.

Выбор направления коррекционной работы зависит от степени выраженности конкретного отклонения. В основном, множественные отклонения, приводят к наличию нескольких речевых дефектов. Какие-то могут быть ярко выраженными и остро проявляться, а какие-то нет. Некоторые поддаются коррекции и быстро устраняются, а некоторые требуют длительной проработки.

Коррекция речевого нарушения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Коррекция речевого нарушения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коррекционная терапия основывается на применении концентрического метода обучения. Он заключается в постепенном переходе от привития простейших знаний и навыков, развития простейших функций к их углублению, расширению содержания, более расширенной коррекционной терапии.

Коррекционные занятия, направлены прежде всего на:

  1. Развитие умений действовать по образцу и инструкции;
  2. Развитию навыков действовать совместно со взрослым;
  3. Использование вербальных и невербальных средств общения для выражения своих чувств и потребностей;
  4. Развитие умения указывать на конкретный предмет или объект, о котором идет речь;
  5. Умение соотносить объект со словом;
  6. Определение первой, последней и иных букв в словах;
  7. Формирование навыков написания букв и слов;
  8. Развитие правильного произношения звуков и слов;
  9. Развитие умения правильно формулировать свои мысли.

Множественные отклонения являются сложным дефектом развития ребенка. В этой связи, особое место в коррекционной логопедической терапии следует уделить формированию навыков общения ребенка. Они необходимы для его полноценной социализации.

Развитие экспрессивной речи

Развитие навыков общения у ребенка с множественными нарушениями, реализуется в первую очередь, за счет формирования интереса к общению и потребности в нем.

После этого, происходит работа над функционированием артикуляционного аппарата. Постановка правильной артикуляции играет важную роль в произношении. Для этого проводится артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Необходимо развить активный словарь ребенка и научить его правильному его применению т.е. он должен соотносить слова с реальными объектами, признаками и действиями, применять слова для построения взаимоотношений с окружающими людьми.

Кроме того, логопедическая работа ориентирована на развитие навыков словообразования и формирования умений грамматически верного построения предложений и фраз. Ребенку необходимо научиться:

  • Применять разные формы существительных и правильно образовывать прилагательные, использовать их в верном числе и роде, в согласовании с существительными;
  • Изменять существительные по падежам;
  • Применять существительные в верном числе;
  • Согласовывать существительные с глаголами и соблюдать верную последовательность членов предложения.

В коррекционной работы используются сюжетные картинки, музыкальные игрушки, звукам которых ребенок будет подражать, дидактические упражнения, ориентированные на развитие навыков эмоционального высказывания, правильного интонационного произношения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot