Сообщающее обучение – это тип обучения, при котором весь учебный материал представляется ученикам в готовой форме, простой и доступной для восприятия.
Такое обучение относится к традиционным формам реализации образовательной деятельности. оно исключает самостоятельное добывание знаний учащимися, а требует, лишь, усвоения готовой научной информации.
Основы традиционного обучения
Традиционная модель реализации образовательной деятельности исключает развивающую направленность обучения и ценность индивидуальности отдельной личности.
Такое обучение обладает следующими основными чертами:
- Наличие стереотипных типов реализации образовательной деятельности со строгим следованием им и сохранением приверженности устоявшимся принципам реализации обучения и воспитания на конкретном его уровне и этапе.
- Отсутствие основ самостоятельного обучения. Самостоятельный поиск информации исключается. Знания имеют готовую форму и требуют запоминания в том виде, в котором они даны.
- Опора на традиции обучения. Обучение предполагает необходимость думать и мыслить, поступать именно так, как это существовало ранее, как было реализовано предшествующими поколениями.
- Отсутствие развития потребности в преобразовании материального и духовного мира. Все должно идти согласно существующим канонам.
- Ориентация педагогического процесса на предыдущий опыт деятельности.
- Сохранение существующих эталонов, принципов реализации обучения и воспитания.
- Приоритетная роль педагога, как носителя научной информации и ее передатчика подрастающему поколению.
Рисунок 1. Традиционное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, традиционная модель обучения опирается на ведущую роль педагога, который сообщает учащимся готовую научную информацию. Роль учащихся сводится лишь к ее принятию и усвоению, без проявления активной поисковой позиции.
Педагог сообщает учащимся информацию, сообщает способы деятельности, дает программу действий. Учащиеся осмысливают эту информацию, запоминают и воспроизводят. При этом, мыслительная работа носит репродуктивный тип.
Сообщающее обучение и его разновидности
Сообщающий тип обучения является самой древней его формой. Оно возникло еще в эпоху зарождения педагогических основ. За период исторического развития сообщающее обучения прошло несколько периодов развития. Для каждого этапа характерны особенности реализации сообщающего обучения. Так, выделяют следующие его разновидности:
- Сократическая беседа. Данный вид обучения возник в Древней Греции, в период выдвижения педагогических идей Сократом. Оно опирается на устное рассуждение, которое приводит к познанию, постижению чего-то нового и формированию познавательного интереса;
- Догматическое обучение. Оно возникает в эпоху Средневековья, когда преобладает религиозное обучение. В ходе обучения происходит сообщение педагогом религиозных догм, которые заучиваются учащимися и воспроизводятся ими;
- Репродуктивное обучение. Такое обучение появляется в эпоху возрождения. Оно связано с принятием и воспроизведением научной информации;
- Объяснительно-иллюстративное обучение. Его возникновение происходит на завершающем этапе эпохи Возрождения. В этот период развиваются новые педагогические теории, связанные с наглядным представлением педагогом, сообщаемой им информации. Такое обучение присутствует и в современной школе.
Сообщающее обучение обладает рядом как положительных, так и отрицательных черт. Среди положительных его сторон можно отметить следующие:
- Экономичность временных ресурсов, отводимых на образовательный процесс.
- Доступность и простота реализации обучения.
- Авторитет педагога в глазах учащихся.
Отрицательными сторонами сообщающего обучения являются:
- Знания усваиваются только репродуктивным способом.
- Отсутствие индивидуального подхода в обучении.
- Нет ориентации на развитие природного потенциала учащихся и их гашение по мере взросления.
Особенности реализации сообщающего обучения
Сообщающее обучение носит информационно-иллюстративный характер, т. е. оно связано с устной передачей информации и ее показом учащимся.
Сообщающее обучение как любая иная модель реализации образовательной деятельности имеет свои особенности. Таковыми являются:
- Сообщающее обучение нацелено на обогащение личности учащегося знаниями, которые представляются в виде готовых фактов и передаются специальными методами и средствами.
- Иллюстративное представление информации. Это позволяет сократить объемы предоставляемой информации, выделив в них сущностных характеристики. Иными словами, опыт человеческой жизнедеятельности, человеческих отношений представляется в концентрированном, доступном для восприятия и усвоения виде.
- Формирование у учащихся алгоритма реализации деятельности в стандартных, типовых обстоятельствах.
- Создание условий для реализации образовательной деятельности в определенной последовательности, с сохранением логичности и насыщенности изложения.
- Сообщающее обучение ориентировано на развитие психических процессов учащегося: восприятия, памяти, логики, воображения, мышления, а также умения действовать по инструкции, соблюдать правила, исполнять указания.
- Ограниченность используемых в образовательном процессе методов и средств. Информация сообщается посредством рассказа, лекции, беседы.
- Ориентация учебной информации на среднего учащегося т.е. индивидуальной направленности обучения нет. Реализации вариативных форм передачи информации значительно осложняет образовательную деятельность и не дает положительных итогов.
- Слабое развитие обратной связи в образовательном процессе. На не исключается вовсе, но имеет эпизодический характер т.е. проявляется только в ходе контроля знаний учащихся в форме опросов, контрольных работ, экзаменов. Это позволяет оценить уровень знаний учащихся уже после реализации обучения, после его завершения. Оперативное управление и коррекция работы в ходе обучения, практически невозможно реализовать.