Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика изучения орфографии в начальной школе

Основные направления обучения орфографической грамотности

Определение 1

Орфографическая грамотность – это отражение уровня развития языковой культуры, которая закладывается на этапе обучения родному языку в начальной школе.

Орфография изучается путем рассмотрения правил написания и условий их применения. Орфографическая грамотность отражает еще и речевое развитие ребенка, его дикцию, верное произношение, развитую и грамотную речь, навыки чтения и письма.

Обучение орфографической грамотности в начальной школе начинается с выбора его приемов и способов реализации. Они составляют направления обучения, которых имеется три разновидности:

  1. Развитие грамотности на базе закладывания основ соотношения звуков и букв, позиции звука, занимаемой в слове и проведения анализа состава слова т.е. слово разбирается по звуковому содержанию.
  2. Развитие грамотности путем ориентации на запоминание буквенного состава слов, проводится анализ морфемного строения, частей, выступающих словообразовательными. Как правило, в данном направлении применяется прием заучивания и запоминания.
  3. Развитие правописания путем освоения правил графического строения и проведение проверки орфограмм. Данное направление именуется методом решения орфографических задач.

Этапы освоения орфографической грамотности в начальной школе

Обучение орфографии начинается с первых дней школьного процесса обучения. На стадии начального школьного обучения, у учащихся речевой слух находится в стадии развития т.е. ребенок еще нечетко и стабильно воспринимает речь на слух. Наличие такого слуха помогает сформировать орфографическую зоркость. Она представляет собой навыки выявления мест в словах, в которых письменных знак нельзя определить на основе произношения.

Таким образом, какой-то звук находится в сильной позиции, а какой-то в слабой, они звучат очень схоже и даже одинаково, но имеют разное буквенное обозначение. Когда учащийся выявляет звук, стоящий в слабой позиции, то орфографическая зоркость постепенно приводит к развитию орфографического действия. Оно носит осознанный характер, поскольку предполагает написание слов по правилам, с осознанием наличия орфограмм в них. Такое действие начинается с постановки орфографической задачи и завершается ее решением. Его освоение особенно важно для изучения орфографической грамотности. Это объясняется его сознательным характером, а не простым, заученным способом действия, навыком.

«Методика изучения орфографии в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В освоении орфографической грамотности школьников на начальном этапе их обучения выделяют шесть основных этапов:

  1. Нахождение орфограммы в слове.
  2. Определение ее видового различия.
  3. Поиск способа разрешения орфографической задачи, исходя из разновидности орфограммы в слове.
  4. Построение алгоритма разрешения орфографической задачи. Он должен носить детальный характер, отражая стадии и направления решения, их последовательность.
  5. Разрешение орфографической задачи, путем выполнения последовательных шагов по разработанному алгоритму.
  6. Проведение анализа и оценки разрешения задачи.

В начальной школе ребенка необходимо научить отыскивать орфограммы в словах, распознавать их тип и уметь строить алгоритмы решения орфографических задач. Это положительно скажется на развитии навыков орфографического самоконтроля и результативность дальнейшего освоения грамматической культуры. Решение орфографической задачи постепенно будет доведено до автоматизма.

Орфографическое правило и методика его освоения

Определение 2

Орфографическое правило – это нормативный порядок, определяющий способ выполнения орфографического действия и разрешения орфографической задачи.

Замечание 1

Освоение применения данного правила является одним из условий эффективного изучения орфографии. Правило служит для обобщения орфограмм, имеющих однородную структуру и направленность действия.

По своей структуре, правило включает следующие компоненты:

  • Фиксация орфограммы, которую оно диагностирует.
  • Выявление грамматической, фонетической, словообразовательной истории развития того или иного процесса или явления.
  • Указание приема или способа осуществления проверки.

Не существует орфографических правил, которые осуществляют контроль и проверку написания одного единственного слова. Она утверждают способ верного написания целой группы слов, являющихся идентичными по принадлежности к категории. Данные правила основываются на грамматических теориях. Поэтому, в начальной школе разработан определенный алгоритм изучения орфографического правила, рассматриваемого в качестве составного элемента грамматической или словообразовательной темы. Таким образом, чтобы освоить грамматическое правило, для начала требуется изучить грамматическую теорию и все ее компоненты.

Методика освоения орфографического правила предполагает выполнение следующих шагов:

  1. Понимание и осознание сущностного назначения правила. Здесь выявляются признаки, являющиеся основными и приоритетными, а также части речи или конкретного слова, его формы, которое регулирует правило;
  2. Освоение правила и его формулировки. Учащиеся занимаются изучением правила, его заучиванием по учебнику. Требуется тщательно проанализировать и освоить его строение, особенности элементов;
  3. Использование правила на практике при написании. Здесь осуществляется выполнение разнообразных упражнений. Отмечаются сходства и различия данного правила с иными правилами, которые были изучены ранее.

Во многих случаях, достаточно эффективным является изучение не одного единственного правила, а сразу их совокупности, в их взаимосвязи друг с другом. Это делает процесс усвоения более обдуманным и рациональным. Учащиеся осваивают правила осознанно на базе определенных ассоциаций и представлений. Механическое неосознанное заучивание не несет положительного результата. Особенности содержания правила должны быть рассмотрены, поняты и усвоены.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot