Математическое развитие младшего школьника – это развитие его способностей к интеллектуальной деятельности, логического мышления, восприятия и пространственной ориентации, математической речи, навыков рассуждать и делать выводы.
В младшем школьном возрасте происходит усвоение ребенком начальных математических знаний, составляющих основу математической науки. На них базируется дальнейшее освоение науки и ее более сложных разделов.
В задачу педагога, особенно на начальных этапах школьного обучения, входит развитие у учащихся стремления к овладению математическими законами и навыков их практического применения. Математика необходима в повседневной жизнедеятельности каждого человека. Именно это педагогу необходимо донести до учащихся.
Целевое назначение и содержание математического образования в начальной школе
Изучение математики начинается с первого дня поступления ребенка в начальную школу. Основными целями математического образования в младших классах являются:
- Развитие мышления. Математика помогает учащимся сформировать логическое мышление, посредством которого они могут описывать процессы окружающего мира, давать характеристику объектов в количественных показателях, отражать их пространственное расположение. Дети учатся рассуждать и делать выводы, аргументируя их.
- Усвоение начальных знаний в области математики, приемов и методов математических действий, решение практических задач и выполнение упражнений математическими методами. Учащиеся обучаются искать информацию, сравнить данные, выявлять закономерности. Происходит знакомство с математическими величинами и приемами их измерения. Арифметические способы применяются в решении бытовых задач, а также, учащиеся усваивают алгоритмы арифметических действий и проводят элементарные математические операции.
- Развитие у учащихся критического мышления, стремления и заинтересованности в интеллектуальной деятельности и навыков применения математических данных, арифметических действий в повседневной жизни и ее различных направлениях.
Математика является не просто областью науки, которую учащиеся осваивают для применения в дальнейшей профессиональной деятельности. она выступает важным инструментом личностного развития учащегося.
Именно благодаря математике, у учащихся формируются навыки выполнения различных познавательных действий, происходит структуризация знаний и развиваются навыки работы с информационными ресурсами.
Математика помогает развивать системное мышление и определения причинно-следственных связей. Также, все психические функции организма получают активное развитие в период изучения математики.
Содержание учебных программ начальной по математике охватывает знакомство с несколькими разделами дисциплины. Учащийся начальной школы по окончанию начального курса математики должен
- Знать и понимать последовательности чисел в пределах 100 000;
- Овладеть способами сложения и вычитания однозначных чисел;
- Знать таблицу умножения и способы деления однозначных чисел;
- Совершать действия с числовыми выражениями в правильном порядке;
- Овладеть и применять математическую терминологию;
- Записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- Уметь представлять многозначное число, как сумму слагаемых его составляющих;
- Совершать операции вычисления с нулем;
- Уметь делить с остатком;
- Овладеть навыками совершения устных арифметических действий с числами в пределах 100;
- Овладеть навыками решения текстовых задач арифметическими приемами;
- Знать простейшие геометрические фигуры и совершать элементарные вычисления: периметр, площадь, длина сторон;
- Пользоваться часами для определения времени;
- Пространственно ориентироваться в окружающем мире;
- Оценивать размеры объектов, сравнивать их между собой.
Содержание и формы учебной деятельности учащихся проектируют определенный тип сознания и развитие мыслительного процесса учащихся.
Спецификой содержания современного начального образования в рамках федеральных стандартов является ориентация на формирование у учащихся универсальных учебных действий в различных сферах и направлениях деятельности, помогающих развитию самостоятельности в обучении.
Структура организации учебного математического занятия по современными образовательным методикам
Занятие по математике, ориентированное на развитие учащегося, состоит из следующих блоков:
- Развитие мотивации к учебному процессу. Педагог организует учебный процесс и создает условия, позволяющие заинтересовать учащегося в принятии в нем участия. Происходит актуализация требований к учащемуся т.е. затрагиваются вопросы о том, что «хочет учебный процесс от него» и к чему он должен привести по окончанию т.е. каких результатов необходимо достигнуть в силу своих способностей и возможностей. В идеале, учащийся должен самоопределиться в своем обучении, соглашаясь с его требованиями и условиями, выработать внутреннюю готовность к выполнению учебных действий.
- Знакомство со способами совершения учебных действий и их опробование учащимися. Происходит передача учащимся теоретических математических знаний для тренировки работы мышления, а затем дается попробовать выполнить реальное математическое задание, посредством, усвоенной теории. Выявляются успехи и затруднения.
- Составление программы по борьбе с затруднениями в выполнении заданий и ее реализация. Происходит анализ совершения математических операций и оценивается их исход. Затем выявляются действия и операции, которые необходимо совершить, чтобы преодолеть, возникшее затруднение и решить задачу. Далее, эти действия начинают практически применяться и решается поставленная задача.
- Составление алгоритма решения математической задачи и ее решение коллективным способом. Учащиеся, совместно с педагогом, решают типовые математические задачи, проговаривая каждый этап их решения и соблюдая последовательность действий.
- Самостоятельная работа. Учащимся даются идентичные задания для самостоятельного решения, итог которого они должны проверить и проанализировать сами.
- Включение нового знания в общую их совокупность и закрепление. Происходит тренировка применения нового алгоритма решения посредством составления педагогом заданий. Это помогает закрепить знания учащихся.
- Подведение итогов урока. Учащиеся оценивают насколько успешно они усвоили учебный материал и достигли цели учебного занятия.