Содержание художественного образования
Художественное образование – это процесс овладения навыками художественной деятельности, формирования основ культурного поведения, а также усвоения знаний из области культуры и искусства.
Художественное образование нацелено на творческое и общее развитие личности учащегося. Оно позволяет раскрыть индивидуальный творческий потенциал личности, сформировать ее поведение и деятельность в творческой ориентации, сформировать систему ценностных ориентаций личности.
Художественное развитие личности лежит в основе ее духовности. Поэтому, содержание художественного образования должно отвечать требованиям духовных запросов личности и культурному развитию социума в конкретный временной момент.
Программы художественного образования строятся на основе учета следующих аспектов:
- Динамика культурного развития общества за конкретный временной промежуток;
- Историческое культурное наследие государства и его народов;
- Учет потребностей социальной среды в культурно развитых граждан и профессионалов в области художественной деятельности;
- Необходимость раскрытия творческого потенциала нации;
- Необходимость формирования нового культурного пространства, ориентированного на творческое развитие подрастающего поколения.
С учетом данных явлений содержание художественного образования состоит из следующих направлений образовательной деятельности:
- Ознакомление с теоретическими аспектами искусства и культуры. Сюда входит изучение истории развития культуры и художественного искусства, динамика их исторического развития, развитие искусства разных народов, его особенности и периодизация развития, тенденции развития современной культуры. Это направление ориентировано на развитие у учащихся культурной компетентности и усвоение культурного наследия своего народа.
- Ознакомление с различными видами художественного искусства и средствами его осуществления. В данном случае происходит развитие практических навыков художественной деятельности и развивается практическая компетентность в области владения средствами художественной выразительности в различных видах и направлениях искусства.
- Развитие эстетического вкуса, привитию любви к прекрасному. Учащиеся формируют духовно-нравственные параметры оценки различных художественных творений, нравственные и эстетические идеалы своего поведения и своей деятельности, формируют свой художественный взгляд на мир и учатся адекватно и культурно целесообразно оценивать искусство и его творцов.
Рисунок 1. Содержание художественного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные направления художественного образования реализуются в три этапа:
- Первоначально происходит развитие правильного культурного восприятия и отношения к культуре. Культура воспринимается как приоритетное условие гармоничного и полноценного личностного развития. Это необходимо осознать и принять, а затем сформировать свое поведение, в соответствии с культурными нормами и принципами.
- Развитие потребности в художественном восприятии окружающего пространства и взаимодействии с произведениями искусства. Требуется привитие учащимся понимания значимости и ценности художественных произведений, их эстетической значимости, а также сформировать умение адекватно оценивать художественные произведения с эстетической точки зрения.
- Развитие практических навыков художественного творчества. Учащиеся познают различные виды художественной деятельности, учатся применению различных инструментов и средств художественной выразительности. Важно, сформировать у учащихся положительное отношение к художественному творчеству и его принятие, в качестве части своей жизни.
На каждом этапе художественного образования происходит реализация его определенных сторон, которые являются приоритетными. Другие же его стороны, занимают позицию менее значимых и второстепенных, т.е. их реализация в данный временной, а именно возрастной период развития учащихся, не является необходимой и актуальной.
К примеру, на дошкольном этапе развития ребенка художественное образование сводится к формированию у него эстетического восприятия окружающего пространства. Ребенок учится видеть красоту и восхищаться ею.
В начальной школе, происходит заложение фундамента эстетических знаний и художественных практических навыков.
В средней школе, художественное образование сводится к ознакомлению учащихся с разнообразными видами искусства, произведениями художественного творчества, раскрытию художественных задатков ребенка и формированию своего отношения к искусству и его произведениям т.е. происходит развитие своего художественного вкуса.
В старшей школе и на этапе обучения в высшем учебном заведении происходит культурная самоиндетификация личности учащегося. Он выбирает свой путь культурного развития, свою позицию в отношении культуры и искусства, самоутверждается и самореализуется в том или ином виде деятельности: художественном творчестве или иной профессиональной деятельности.
Методологические принципы художественного образования
Содержание художественного образования имеет свои формы и методы реализации.
Методология реализации художественного образования основывается на следующих принципах:
- Принцип раннего обучения. Художественное образование ориентировано на творческое развитие личности. Поэтому, его необходимо начинать с раннего возраста.
- Принцип преемственности образования. Художественное образование должно иметь преемственное содержание т.е. на каждом новом уровне и этапе обучения, содержание должно быть продолжением раннее изученного материала. Исключается внедрение промежуточных тем, отрывочных от основного курса обучения.
- Принцип мультикультурного образования. Необходимо знакомить учащихся с разными художественными стилями и направлениями деятельности, с творчеством разных авторов, относящихся к разным эпохам и народам.
- Принцип национальной культуры. Содержание образовательной программы должно опираться на художественные традиции и культурные особенности конкретного региона и его народа.
- Принцип комплексности обучения. В обучение необходимо опираться на применение разнообразных методов, использовать разные источники, рассматривать разные виды искусств.
- Принцип вариативности обучения. Содержание образования должно отвечать способностям, потребностям и возможностям учащихся. Для этого, художественные образовательные программы должны учитывать особенности личностного развития учащихся, их ограниченные возможности, наличие или отсутствие творческих задатков.
- Принцип личностно-направленного обучения. Художественное образование должно быть ориентировано на каждого отдельного учащегося, его потребности и интересы, одаренность творческого развития или отставание в нем.