Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика свободы Л.Н. Толстого

Сущностная характеристика педагогики Л. Н. Толстого

Замечание 1

Лев Николаевич Толстой – писатель мирового уровня, мыслитель, идеолог свободного воспитания в России.

Вклад Л.Н. Толстого в педагогику заключается в том, что он реализовал на практике идею «свободного воспитания», которое было организовано в Яснополянской школе для крестьянских детей.

Основные классификационные параметры педагогики свободного воспитания Л.Н. Толстого:

  • модульно-локальный уровень применения;
  • природосообразная философская основа;
  • основные методологические подходы воспитания и обучения – индивидуальный и гуманистический;
  • биогенный фактор развития;
  • ассоциотивно-рефлекторная концепция освоения научного и бытового (жизненного) опыта;
  • ориентация на такие личностные структуры и сферы как ЗУН и СЭН;
  • характер содержания обучения – гуманитарный с элементами адаптивного;
  • развивающий, автономный, социальный и поддерживающий виды социально-педагогической деятельности;
  • ведущий тип управления педагогическим процессом – система малых групп, с элементами взаимного обучения;
  • основной метод обучения – свобода выбора;
  • классно-урочная форма обучения;
  • ведущие формы обучения – вербальные, с поддержкой наглядностями;
  • основой подхода к ребенку выступает свободное воспитание;
  • главное направление модернизации обучения – гуманизация педагогического процесса с элементами демократизации отношений между педагогом и учащимися.
  • массовая категория объектов обучения.

Основные цели, стоящие перед школой Л.Н. Толстого:

  1. Гармоничное развитие ребенка.
  2. Достижение в процессе воспитания и обучения гармонии в красоте, доброте и правде.
  3. Воспитание свободного ребенка.
  4. Организация свободного и увлекательного процесса обучения для каждого ребенка.

Ведущие концептуальные позиции педагогики Л. Н. Толстого

Общими концептуальными позициями педагогики свободы Л.Н. Толстого являются:

  1. Процесс воспитания – это воздействие на тех, кого воспитывают.
  2. Опора на принцип природосообразности, согласно которому необходимо дать возможность развить у ребенка то, что ему дала природа.
  3. В каждом ребенке от природы заложена потребность в образовании, познании и творчестве, однако проявить он это все может только в атмосфере любви, добра и свободы.
  4. Опора на принцип свободы в обучении, то есть недопущение какого-либо принуждения.
  5. Настоящее обучение состоит не в том, чему учат ребенка, а в то, что ему понятно.
  6. Освобождение и ограждение детей от шаблонов, стандартов, стереотипов и чужого мнения.
  7. Каждый ребенок от своего рождения невинен, безгрешен, полон доброты и правды.
  8. Полноценное действие ума ребенка возможно только тогда, когда он не подвергается внешнему влиянию.
  9. Каждый педагог должен верить в своих учеников, видеть в них только хорошее и стараться развивать это.
  10. Каждый ребенок более совершенен и естественен, чем взрослый.
«Педагогика свободы Л.Н. Толстого» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Помимо общих концептуальных позиций, в педагогике Л.Н. Толстого выделяют ряд максималистских позиций, которые заключаются в:

  • Воспитание, которое осуществляется по стандартам и образцам не эффективно, так как каждый воспитанник индивидуален и то, что может быть эффективно для одного, для другого будет во вред.
  • Основой любого воспитания должен быть собственный пример.
  • Чем больше ребенок «испорчен», тем меньше ему нужно воспитания и больше свободы.
  • Непротивление злу насилием.

Особенности содержания, методов и методики педагогики Л. Н. Толстого

Педагогика свободы Л.Н. Толстого имеет ряд особенностей в содержании, которые он довел до уровня методики, путем написания ряда учебных пособий, применяемых в начальной школе.

Методика Л.Н. Толстого подразделяется в зависимости от вида и направления обучения.

Методика обучения чтению – представлена разнообразными методами. Задача педагога подобрать для каждого ребенка тот метод, который будет эффективен именно для него. Обучение чтению необходимо начинать со знакомства детей с произведениями искусства, а особенно народными сказками, так как в силу возраста именно они наиболее интересны и понятны каждому ребенку. Важно также не просто обучить технике чтение, но и воспитать читателя.

Методика расширения кругозора и формирования общей картины мира – опирается на учебники, которые Л.Н. Толстой разработал для крестьянских детей, обучающихся в Яснополянской школе («Арифметика», «Азбука», «Русские книги для чтения»). Все учебники Л.Н. Толстого содержат не только учебную информацию, но и множество жизненных примеров, знакомясь с которыми дети получают новые знания и опыт практической деятельности (бытовые ситуации), учатся понимать, что такое добро и зло, что можно делать, а чего нет.

Методика овладения устной речью – осуществляется посредством чтение разнообразных художественных произведений и их последующего пересказа. Для того, чтобы обучение было интересно, педагог должен подбирать такие тексты, которые динамичны по содержанию, интересны и познавательны. Педагогу необходимо читать детям произведения с выражением, понятно и занимательно. Помимо развития устной речи, такие занятия прививают у учащихся любовь и уважение к чтению.

Методика овладения письменной культурой. По мнению Л.Н. Толстого, овладение письмом является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед педагогами. Согласно методике овладение письмом осуществляется посредством выполнения ряда упражнений, которые требуют от учащихся выдержки и усидчивости. Педагогу необходимо показать и доказать учащимся значимость письма.

Большое значение в педагогике Л.Н. Толстого уделяется сочетанию процессов обучения и воспитания в одно целое.

Фундаментом действий педагога, в рамках свободной педагогики, является опосредованное воздействие на учащихся.

Основными критериями оценивания знаний учащихся выступает не уровень усвоенных предметных знаний, а стремление к обучению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot