Социальное воспитание — это процесс духовного и нравственного воспитания личности ребенка, посредством вовлечения его в общественно значимую деятельность.
Значение социального воспитания
Социализация – процесс постепенного становления личности ребенка через усвоение им общественных и культурных ценностей, а также посредством взаимодействия с различными социальными институтами (семья, школа и т.д.) на различных этапах жизни.
Социальное воспитание в школе – это целенаправленная деятельность, организуемая педагогами школы и направленная на формирование основных качеств личности учащихся.
Процесс социального воспитания в школе осуществляется в рамках обучения, воспитания и самообразования, в соответствии с психологическими особенностями личности учащегося. Данный процесс, включает в себя все имеющиеся средства педагогической деятельности. Его результатом является формирование общепринятой модели поведения.
Социальное воспитание в школе включает в себя несколько направлений:
- Формирование у учащихся социального опыта – достигается посредством создания необходимых условий для самостоятельной и коллективной деятельности в процессе обучения в школе.
- Образование – процесс просвещения, направленный на пропаганду культурных и нравственных ценностей.
- Оказание учащимся помощи при самостоятельном освоении культурных, нравственных, познавательных и личностных вопросов.
По своему содержанию и предназначению школа является искусственно созданной средой, направленной на полноценное развитие детей, получение ими необходимых основ научных знаний.
Школа – это не просто здание, это среда, которая окружает ребенка и оказывает значительное влияние на формирование его личности. Именно поэтому перед педагогическим коллективом стоит задача создать максимально благоприятную и эффективную среду, в которой каждый учащийся будет не только получать знания, но и сможет развивать свои способности и задатки.
Помимо школьной среды, большое влияние на личность учащегося оказывает коллектив, в котором он обогащается опытом. Детский коллектив является основной средой обитания ребенка. Грамотно организованный коллектив позволяет ребенку развиваться полноценно, как социально активной личности, обладающей необходимыми творческими и познавательными способностями, навыками самостоятельности.
Школа как институт социального воспитания
В настоящее время одним из основных элементов социализации ребенка является социальное воспитание в школе.
Направление социального воспитания в школе – это формирование социально активной и зрелой личности.
Школа имеет большое значение в развитии каждого ребенка. Это связано с тем, что в школе дети не только учатся, но и получают свой первый жизненный опыт. Школа является действенным институтом, так как имеет оптимальный набор факторов, необходимых для социализации учащихся.
Особенности социального воспитания в школе:
- Довольно часто результат виден спустя некоторое время.
- Школа имеет некоторый элемент принуждения, так как она обязательная для всех.
- Деятельность, реализуемая школой в рамках обучения и воспитания, ориентирована на социальный заказ общества.
- Школа не изолирована от других социальных институтов, а находится в тесном взаимодействии с ними.
- Школа обладает относительной автономией.
- Школьное обучение и воспитание сочетает в себе традиции и инновации.
- Статус учащегося – это временный статус ребенка.
- Основными компонентами воспитания в школе являются – оценивание, содержание, групповое и статусное распределение учащихся.
Таким образом, школа выступает транслятором факторов социализации.
Факторы воздействия на учащегося упрощены и представлены в оптимальной форме, что способствует эффективности их социализации.
Основными факторами социального воспитания в школе являются:
- Коллектив сверстников, который содержит в себе систему взглядов и ценностей, которые наиболее понятны ребенку и соответственно лучше им воспринимаются и усваиваются.
- Коллектив взрослых (педагоги) – являются основными носителями принципов воспитания.
- Школьное сообщество, которое включает в себе все субъекты обучения, являющиеся носителями общешкольной культуры.
Формы и методы социального воспитания в школе
Применение различных методов и форм социального воспитания зависит от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
В зависимости от возраста учащихся (класса обучения), педагогами используются наиболее оптимальные и эффективные методы и средства социального воспитания. Так же большое значение имеет и его направление в каждой возрастной группе.
Основные направления социального воспитания в школе:
Начальные классы – освоение групповых правил и норм поведения, формирование у младших школьников умения сопереживать.
Средние классы:
- 5-6 класс – формирование у учащихся навыков самоутверждения в различных видах деятельности.
- 7-8 класс – формирование навыка самоутверждения в коллективе, воспитание навыков ответственного и здорового образа жизни.
Старшие классы – формирование у учащихся способности к самоопределению, воспитания культуры поведения.
Основные методы социального воспитания в школе:
- методы, направленные на формирование у учащихся сознания;
- методы, направленные на организацию различных видов деятельности;
- методы, направленные на стимулирование и мотивацию;
Основные формы социального воспитания:
- Индивидуальные формы воспитания – создание комфортных условий каждому учащемуся в зависимости от его возможностей и потребностей.
- Групповые формы воспитания – направлены на формирование межличностного общения и взаимодействия. Учащихся объединяют в группы в соответствии с характерными признаками, присущими учащимся. Реализуется в форме кружковой работы, самоуправления и т.п.
- Массовая форма воспитания – направлена на воспитание общих норм и правил социального поведения, формирование социального сознания. Достигается посредством проведения общешкольных праздников, встреч с выдающимися людьми и т.д.
Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации. Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только оно с поддержкой других институтов способно создать полноценного члена общества и гражданина своей страны.