Альтернативные дополнительные коммуникации (АДК) – это специальные средства общения, используемые людьми, неспособными к нормальному речевому взаимодействию.
Данный вид коммуникации является способом вывода ребенка с ограниченными возможностями в социальную среду. Как правило, дети, которые не способны к вербальному общению из-за невозможности нормального воспроизведения речи или отсутствии навыков фонематического восприятия, устанавливают коммуникативные связи с обществом через АДК. Альтернативная коммуникация необходима детям с ДЦП. Они редко бывают способны к нормальному и полноценному общению (имеется в виду тяжелая форма ДЦП). Это обусловлено спецификой данной патологии: двигательные нарушения, которые затрудняют работу органов артикуляции.
Средства альтернативной коммуникации используются при организации социально-значимых выходов детей с ограниченными возможностями.
Социально-значимые выходы – это введение ребенка с ограниченными возможностями в социальное пространство, формирование у него основ социального общения и взаимодействия.
АДК выступает способом развития коммуникации через применение различных символов, жестов. Она помогает развить речевые навыки ребенка с ограниченными возможностями при его введении в социальное пространство.
При введении ребенка в социальную среду используются разные варианты альтернативной коммуникации. Рассмотрим их.
Моделирование
Оно основано на создании образа альтернативного языка для ребенка с ограниченными возможностями. Каждому слову приписывается определенный символ, его обозначающий. Произнося слова, необходимо указывать на данные символы, чтобы у ребенка складывалось понимание того, о чем идет речь. Таким образом формируется модель языкового общения. язык связывается с конкретными действиями.
Формируя модель альтернативного языка можно не указывать ребенку на каждое слово в предложении. Это будет длительной и трудоемкой работой. Важно, обратить внимание на важные, ключевые слова.
Моделировать язык необходимо постепенно, вовлекая ребенка в разные ситуации общения. язык моделируется в процессе игры, выполнении режимных моментов: прием пищи, сон, выхода на прогулку, похода в магазин и т.д. При этом, моделирование языка должно быть постоянным. Ребенка необходимо выводить в социальную среду, в разные места и моделировать общение.
Развитие интереса и мотивации к коммуникативному взаимодействию
Данный вариант альтернативной коммуникации опирается на интерес ребенка к общению, к речи. Это требует развитие интереса к тому, о чем идет речь.
Для организации данного вида общения необходимо определить интересы ребенка и его эмоциональное восприятие т.е. то, что его радует, заставляет его чувствовать себя хорошо, побуждает к коммуникативному общению. Это может быть игровая деятельность, поскольку игра привлекает ребенка и активизирует работу всех важных мыслительных процессов, что положительно сказывается на его речи.
Важно выбрать игры, отвечающие интересам ребенка, а также подумать о том, что ему еще нравится делать, в какой ситуации ему будет весело изучать что-то новое и развивать навыки общения.
Освоение языковых функций
Альтернативные коммуникативные средства развиваются в ходе освоения разных частей речи и разных функций языка. Это требует знания языка и его функциональной роли, возможности оперирования различными языковыми средствами. Иными словами, важно понимать, каким образом можно использовать язык для освоения детьми способов альтернативной коммуникации и предоставления им возможностей говорить обо всем, полноценно выражать свои мысли, использовать речь в разных ситуациях и при разных обстоятельствах.
Язык является сложным механизмом, наделенным огромным перечнем функций. Вот некоторые из них:
- Приветствие;
- Разъяснение;
- Выяснение;
- Эмоциональное переживание;
- Проведение переговоров;
- Информационный обмен;
- Выражение протеста;
- Рассказ;
- Выражение своего мнения;
- Просьба;
- Протест.
Все эти функции необходимо демонстрировать ребенку в разных ситуациях коммуникативного взаимодействия.
Расширение словарного запаса
Оно базируется на расширение альтернативных средств общения ребенка. Если у ребенка уже сложился определенный словарный запас, представленный альтернативными средствами общения, то его необходимо расширять, чтобы развивать речевые навыки.
Расширение альтернативного словаря должно опираться на следующие правила:
- Достижимость для ребенка;
- Вариативность альтернативного языкового взаимодействия;
- Применение АДК при изучении грамматических основ языка;
- Комментирование речи.
Словарный запас расширяется при выходе ребенка в социум. К примеру, на прогулке ребенок показывает на собаку. Используя символы АДК можно произнести: «большая собака», «маленькая собака», «моя собака», «чужая собака».
При общении с ребенком, можно задавать ему вопросы. Например, при походе в магазин спросить: «Какого цвета эта игрушка?», «сколько конфет мы купим?» и т.д. Однако, вопросы в той или иной степени оказывают на ребенка давление, поскольку требуют от него ответов. Можно использовать в своей АДК комментарии, т.е. описывать увиденное, выражать свое отношение к нему. Это расслабляет ребенка и мотивирует его к речевому взаимодействию.
Правила эффективного использования АДК
Выход ребенка с ограниченными возможностями в социальную сферу, и активизация его коммуникативного взаимодействия является достаточно сложным и длительным процессом. Особенно, это касается детей с ДЦП и аутизмом. Поэтому, важно соблюдать правила коммуникативного развития ребенка, основанного на применении АДК. К ним относятся:
- Развитие общего внимания и совместного действия. Ребенка необходимо обучать наблюдать за процессами и явлениями, объектами социальной среды. При этом, лучше обратить внимание на то, что заинтересовало ребенка и направить свой взгляд туда, используя альтернативную речь и ее варианты.
- Развитие навыков взаимного общения. Общение должно носить взаимный характер т.е. нельзя просто задавать вопросы ребенку и получать ответы. Необходимо комментировать его ответы альтернативными коммуникативными средствами, звуками, жестами. Диалоги требуют продолжения и развития.
- Использование разнообразных социальных ситуаций. Общение должно носить вариативный характер.
- Опора на интерес ребенка. Необходимо учитывать интересы и потребности ребенка и использовать те виды деятельности, которые ему интересны и мотивируют к коммуникативному взаимодействию.