Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни
Подготовка к семейной жизни – это комплекс мероприятий, обеспечивающих формирование у учащихся осознанного отношения к институту брака, усвоение ими основ формирования семейных взаимоотношений и понимания необходимости создания полноценной счастливой семьи для собственного и социального благополучия.
Подготовка старшеклассников к семейной жизни является достаточно сложным и трудоемким процессом. Она требует от педагога наличия знаний в области возрастной психологии и практического опыта использования методов и форм воспитательной деятельности в данном направлении.
Чтобы подготовить учащихся к семейной жизни, требуется создать определенные условия, дающие детям возможность полноценного и осознанного усвоения семейных ценностей и семейных норм, принятие необходимости формирования собственной семьи.
Основными условиями педагогической деятельности, дающими возможность подготовить учащихся к семейной жизни, являются:
- Фамилистическая подготовленность педагога. Она означает, что воспитатель обладает знаниями в области семьи и семейных ценностей, признает семью в качестве основной ячейки общества, ориентируется на семейный образ жизни и семейные ценности, умеет преподнести учащимся ценность и значимость семейных взаимоотношений и приоритетную позицию семьи в социальной среде;
- Актуализация приоритетной части жизненного опыта старшеклассников, отражающий его взгляды и мировосприятие, мироотношение и мировоззрение. Если воздействовать на ту часть взглядов и идей учащихся, на ту сторону их жизненного опыта, которая отвечает за формирование представлений о семье и ее устройстве, ценностном значении, то можно сформировать правильное отношение к семье и ее основам, сфокусировать внимание на семейных ценностях, скорректировать ошибочные суждения. Здесь, имеет место наличие опыта собственного семейного быта, семейных отношений родителей, рассмотрение жизни семей друзей и одноклассников, родственников, соседей. Это позволяет понять, что семьи бывают разными. Если опыт собственного семейного быта является отрицательным, то можно рассмотреть иную семью, которые живут более благополучно. Педагогу требуется определить наличие личного опыта семейного быта каждого учащегося, выявить проблемы и возможности разрешения семейных проблем и скорректировать искаженные представления старшеклассников об основах семьи. Для этих целей используются методы преобразования опыта учащихся в ценности, которые становятся основой их жизнедеятельности;
- Опора на эмоциональную сторону личности учащихся. Педагогу необходимо проектировать ситуации, в которых учащиеся будут испытывать определенные переживания, приводящие к актуализации моральных норм и их принятия, в качестве собственных ориентиров жизнедеятельности. Чтобы активизировать эмоциональную сторону учащихся, требуется применение эмоциональных стимулов: создание проблемных ситуаций, задавание вопросов проблемно-поискового характера и предложение таких же задач, проведение анализа проблемных вопросов, конфликтных ситуаций, не имеющих отношения к реальной жизни: сцены из книг; проведение анализа сущности пословиц и поговорок, художественных образов героев литературы;
- Оказание педагогической поддержки. Педагогу требуется акцентировать внимание на оказание помощи в развитии у старшеклассника потребности в саморазвитии и самоутверждении, самореализации и самосовершенствовании. Педагогу требуется помогать учащимся в борьбе с трудностями, решении проблем, самовоспитании, коммуникативном развитии. Это требует от педагога уважительного отношения к учащимся, проявления любви и заботы, признание субъектной позиции учащегося и установления с ним диалогового взаимодействия.
Методы работы по подготовке учащихся к семейной жизни
Воспитание старшеклассников, ориентированное на усвоение ими семейных ценностей и основ семейного устройства, реализуется через разные формы педагогической работы и применение традиционных и нетрадиционных методов. Основными из них являются:
- Проведение воспитательных часов. Такие часы реализуются, как правило, в виде классных часов или дополнительных занятий во внеурочное время. Они ориентированы на рассмотрение разных аспектов семейных взаимоотношений, функциональной роли семьи, ее месте и значимости в обществе. В ходе воспитательных часов осуществляется ознакомление учащихся с функциями семьи, типами семейных отношений, возможными трудностями и способами их преодоления, выработка интереса к семье и мотивация к построению семейных отношений.
- Организация диспутов. Они ориентированы на обсуждение различных семейных проблем, выражение учащимися своего мнения, своих взглядов и убеждений.
- Уроки биологии. Программа по биологии дает представление учащимся о размножении живых существ на Земле, в том числе, и о размножении людей. Учащиеся знакомятся с основами полового созревания, познают строение детородных органов, способы оплодотворения клеток и т.д.
- Физическая культура. Уроки физкультуры способствуют физическому развитию учащихся, воспитанию у них волевых качеств, формируют привычку ежедневного выполнения физических упражнений, что положительно сказывается на общем развитии организма, поддержании его процессов жизнедеятельности и детородных функций, а также переводу гормональной активности, развивающейся в период полового созревания в физическую нагрузку и предупреждению преждевременного полового развития и ослаблению влечения.
- Проблемные ситуации. Создание проблемной ситуации способствуют расширению знаний учащихся о семье и ее устройстве и поиску путей ее разрешения, в ходе которого старшеклассники учатся думать и действовать, как взрослые семейные люди.
- Пропаганда морального отношения к семьям, к родителям, родственникам. Проводятся различные мероприятия, демонстрирующие значение семьи и ее ценностей, знакомящие учащихся с семейными традициями и культурой семейных взаимоотношений. Это может быть празднование Дня матери, проведение семейных соревнований, поездок и экскурсий с родителями, распечатка листовок о семейных ценностях и их распространение.