Социально-педагогическая деятельность – это одна из разновидностей профессиональной деятельности, которая направлена на оказание ребенку необходимой помощи в процессе освоения им социокультурного опыта и социализации, а также на создание необходимых условий для успешной самореализации ребенка в рамках современного общества.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется социальными педагогами в рамках образовательных учреждения, а также в иных организациях, объединениях, учреждениях и т.д., в которых может находиться ребенок.
Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Основная цель социально-педагогической деятельности – организация продуктивного содействия ребенку в процессе его социализации, выраженной в принятии активного участия в преобразовании окружающего его социума.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
- Формирование у каждого ребенка необходимых социальных компетенций, посредством организованного социального обучения.
- Воспитание у детей базового комплекса чувств, которые необходимы каждому человеку для успешного взаимодействия с окружающей его действительностью.
- Оказание всестороннего содействия детям в преодолении трудностей в процессе социализации, а также проблем, которые могут возникнуть во время взаимоотношений ребенка с окружающей социальной средой. Осуществляется посредством организованного социально-педагогического сопровождения.
В качестве субъекта социально-педагогической деятельности выступает специалист, имеющий необходимую подготовку, либо родитель ребенка или третье лицо (группа лиц), деятельность которых направлена на ребенка.
Кроме того, в качестве субъекта может выступать и сам человек, в том случае, если он осуществляет по отношению к себе процессы самовоспитания и саморазвития.
Предмет социально-педагогической деятельности – группа социальных отношений, являющихся наиболее проблемными, приводящими к социальной дезорганизации, дестабилизации и росту социальной напряженности.
То есть предметом социально-педагогической деятельности выступают все те социальные отношения, в результате которых могут возникнуть разнообразные проблемы, конфликтные ситуации и т.д.
Объектом социально-педагогической деятельности выступает система устойчивых социальных взаимоотношений и связей между отдельными субъектами, группами или слоями общества.
В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выступают:
- Дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации, без попечения родителей.
- Дети, имеющие нарушения в психическом и физическом развитии, а также дети с отклонениями в поведении.
- Дети, которые были жертвами различных катастроф и вооруженных конфликтов, а также дети вынужденных переселенцев и беженцев.
- Дети, находящиеся в специальных учреждениях.
- Дети из неблагополучных и малообеспеченных семей.
Сущность и структура социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность носит адресный характер, так как она всегда направлена на определенного ребенка и решение его проблем, возникающих во время социализации и интеграции в социум. Решение проблем осуществляется посредством всестороннего изучения личности ребенка, а также среды, которая его окружает. На основании данного исследования социальный педагог составляет индивидуальную программу социальной помощи ребенку, реализуемой в рамках определенного промежутка времени, в течение которого происходит решение проблемы.
Кроме адресности, социально-педагогическая деятельность имеет процессный характер, так как ее результат не достигается одномоментно, а требует определенного времени.
Основными источниками развития социально-педагогической деятельности являются те противоречия, которые возникают между потребностями ребенка и интересами окружающего его социума.
Социально-педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, имеет конкретную структуру, представленную следующими компонентами:
- Конкретные цели и задачи организуемой деятельности.
- Выявление объекта и субъекта.
- Определение и наполнения содержания.
- Подбор основных технологий и методов работы.
- Определение формы организуемой деятельности.
- Реализация составленного плана деятельности.
- Осуществление при необходимости корректировки деятельности.
- Осуществление анализа полученных результатов.
Основной формой реализации социально-педагогической деятельности является профилактическая, реабилитационная и коррекционно-развивающая работа, а также организованная педагогически целесообразно жизнедеятельность подопечных.
Основными принципами социально-педагогической деятельности являются:
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Опираться на положительные стороны личности ребенка.
- Учет объективности подхода к детям, сохранение конфиденциальности полученной от ребенка информации.
Основные направления и виды социально-педагогической деятельности
Основные направления социально-педагогической деятельности:
- Организованная профилактическая работа, направленная на выявление различных видов дезадаптации у детей, посредством личного взаимодействия педагога с ребенком.
- Осуществление деятельности, направленной на социальную реабилитацию детей, имеющих различные жизненные проблемы, а также отклонения в поведении.
В следствии того, что проблемы детей имеют не только внутреннюю природу, но и внешнюю, то их разрешение включает в себя две составляющие:
- непосредственная работа с ребенком;
- посредническая деятельность во взаимоотношении ребенка с окружающей его средой.
Виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику, в зависимости от места её организации и реализации (образовательные учреждения, детские общественные организации и объединения, места детского летнего отдыха и т.д.).
В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая работа с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка.