Основы социально-нравственного развития: теоретические аспекты
Социально-нравственное развитие – это двусторонний процесс формирования социальных и нравственных свойств личности.
Данное развитие является основой существования личности. Социальное развитие тесно связано с нравственными. Оба развития являются взаимообусловленными и не могут существовать друг без друга т.е. невозможно стать полноценным гражданином общества, жить и взаимодействовать в нем, не имея нравственных ориентиров деятельности, основ его существования.
Социально-нравственное развитие реализуется в дошкольном возрасте. В этот период происходит становление личности ребенка, изменяются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формируются навыки построения коммуникативных связей, усваиваются представления о добре зле, постигаются основы человеческих отношений и мироздания в целом.
В основе социально-нравственного развития лежит социально-нравственное воспитание.
Нравственное воспитание подрастающего поколения является значимым объектом педагогических исследований. Ему уделяется огромное внимание при разработки методов и средств воспитательной деятельности, определении принципов воспитания.
Теоретическими основами нравственного воспитания являются следующие педагогические концепции:
- Патерналистская концепция. Она определяет необходимость развития у подрастающего поколения уважения к старшим, заложения основ их почитания. Следование ей присуще ранним этапам социального развития.
- Религиозная концепция. Она возникает в период принятия Христианства и опирается на религию. Нравственная личность является духовной и верующей. Нравственность неотделима от веры и религии.
- Просветительская концепция. Она возникает в эпоху просвещения, когда интеллектуальному развитию отводится приоритетное место. В ней говорится о том, что нравственность связана с научными знаниями. Любая деятельность должна быть оценена с точки зрения ее разумности.
- Коммунитарная концепция. Она отражает связь социального и нравственного развития. Только социальный порядок в обществе способствует становлению нравственной личности. Данная концепция возникла на рубеже XX столетия и продолжает занимать приоритетную позицию в методологии духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Нравственность выступает конкретным механизмом социального развития. Она определяет гармоничное развитие общества и нормальное существование всех его членов.
Современная дошкольная педагогика разрабатывает основы прогрессивного воспитания дошкольников, которые связаны с усвоением моральных ценностей, выработкой нравственных ориентиров деятельности, развитием социальных основ жизнедеятельности, формирование социальной причастности к конкретному обществу, социальной группе.
Социально-нравственное воспитание в программах дошкольного образования является основой социального развития ребенка и формирования у него нравственных ориентиров деятельности.
Практические основы социально-нравственного воспитания
Социально-нравственное воспитание дошкольников является основой образовательной деятельности любого ДОУ, а также семейного воспитания. Ребенка необходимо ввести в социальный и мир и дать усвоить моральные нормы и ценности поведения в нем.
Рисунок 1. Социально-нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социально-нравственное воспитание реализуется по следующим направлениям:
- Развитие основ нравственности дошкольника: свойства личности, ценностные ориентации, представления, поведенческие реакции.
- Уважение к культуре и ее традициям.
- Уважение к морально-этическим нормам поведения и принятие общечеловеческих ценностей.
- Формирование основ самоконтроля дошкольника, регуляции его поведения.
- Развитие самосознания детской личности: осознанное принятие нравственных и социальных норм, ценностей.
Данные направления воспитательной работы в области социального и нравственного развития дошкольника реализуются через следующие формы организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном заведении:
- Этическое развитие дошкольника. Проведение бесед на этические темы, нацеленные на освоение норм этического поведения;
- Знакомство с искусством. Происходит использование средств художественного творчества, развивающих эстетическое восприятие, формирующих вкус, а также художественной литературы, отражающей проблемы социального поведения и взаимодействия, вопросы нравственности;
- Игровые методы обучения. Они помогают выстроить ситуации социального взаимодействия в игровой форме и научить детей их разрешению. В игру вносятся нравственные элементы, которые помогают в ознакомлении ребенка с социальным устройством мира, его моральными основами;
- Организация взаимодействия с родителями. Проводится работа по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания с целью создания единой направленности воспитательного процесса.
Рекомендации по созданию условий для эффективного социально-нравственного развития ребенка
Социально-нравственное развитие ребенка требует опоры образовательной деятельности на гуманистические принципы. Родителям и педагогам необходимо придерживаться следующих рекомендаций при организации социально-нравственного воспитания:
- Создание благоприятной воспитательной обстановки, способствующей развитию новых идей, активизации самостоятельного мышления и высказывания ребенком, формирующую уверенность в собственных силах и своей значимости для общества.
- Недостатки в обучении и воспитании ребенка должны стать основой эффективной образовательной деятельности для нравственного и социального развития ребенка т.е. необходимо не осуждать ребенка за ошибки, а позволять на них учиться, делать выводы.
- Анализ различных ситуаций. Ребенка необходимо побуждать к дискуссии. Он должен анализировать различные ситуации (реальные или сказочные), оценивать поступки и события, их значимость.
- Четкое определение правил социального поведения и взаимодействия. Необходимо именно объяснять необходимость соблюдения правил поведения.
- Приобщение к деятельности, требующей сотрудничества и взаимодействия, помощи и поддержки.