Основные ориентиры социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения социальных правил и норм поведения, приобщение к нравственным нормам и моральным ориентирам деятельности, формирование навыков социального взаимодействия и построения системы коммуникации.
Социально-коммуникативное развитие ориентировано на:
- Усвоение моральных и нравственных норм социального поведения. В этом направлении предполагается формирование патриотических чувств: любви к Родине, уважения к своей стране, ее народу, обычаям, традициям, культурным ценностям. Далее, необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к различию культур народов, уважительное отношение к старшим, к правам и свободам другого человека, развивать основы гуманистического поведения, сформировать и закрепить гражданскую позицию ребенка, помочь усвоить понятия «хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», развить нравственные ориентиры деятельности ребенка, сформировать первичные ценностные представления.
- Формирование навыков социального взаимодействия. В этом направлении предполагается создать условия для построения социальных контактов ребенка со сверстниками, построенных на основе эмоциональной связи, обучить ребенка общаться со сверстниками, родителями, педагогами, пожилыми людьми, сформировать осознанное представление о необходимости создания доброжелательного микроклимата в различных направлениях деятельности и коллективных взаимоотношениях. Кроме того, детей знакомят с основами поведения в коллективе, защите своих интересов и уважения к чужим интересам и взглядом, устранение негативного поведения, формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.
- Формирование навыков эмоциональной отзывчивости, проявления сострадания, сопереживания. здесь предполагается развитие у дошкольников чувства милосердия и сострадания к людям, которые находятся в беде, болеют, имеют финансовые затруднения и т.д.
- Развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и ее ценностям, а также к коллективу. Здесь предполагается формирование коллективных основ поведения, обычаев и традиций, построение совместной деятельности и разрешение проблем. В коллективе детей необходимо стремится создать дружественную атмосферу, установить доверительные отношения с детьми, оказывать им помощь и поддержку, создать условия, в которых они чувствуют себя защищенными. Это помогает развитию стремления коллективной деятельности.
- Формирование навыков самостоятельности. В этом направлении производится развитие самостоятельности в организации досуговой деятельности, игровой и иных видов деятельности ребенка. Дети учатся проявлять самостоятельность в принятии важных для них решений и несение ответственности за него.
- Формирование положительного отношения к различным видам и направлениям трудовой и творческой деятельности ребенка. Здесь предполагается ознакомить ребенка с основами безопасного общественного поведения, навыков соблюдения осторожности, выполнения гигиенических норм, соблюдения правил дорожного движения и иными нормами безопасного поведения в обществе.
Рисунок 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия эффективного социально-коммуникативного развития дошкольника
Дошкольный возраст характеризуется тем, что социальное развитие ребенка возможно только при активном участии взрослого. Ребенок не способен самостоятельно войти в социальную среду. В этом ему помогает взрослый. Взаимодействие со взрослым, близким взрослым, устанавливается у ребенка с рождения. Этот же взрослый постепенно помогает ребенку установить сотрудничество с другими членами общества, как взрослыми, так и детьми. Постепенно, ребенок начинает внедряться в социальную среду, устанавливает сотруднические отношения с ее членами, формирует ценностные установки, строит диалоговые взаимоотношения, коммуникативные связи. Ребенок усваивает нормы социального поведения и реализует их при взаимодействии со сверстниками, родителями, воспитателями.
Чтобы социально-коммуникативное развитие ребенка было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий:
- Формирование предметно-пространственной среды развития ребенка;
- Формирование ситуаций коммуникативной успешности;
- Мотивация детей к построению коммуникативных связей. Для этого активно применяются технологии проблемного обучения;
- Преодоление проблем и трудностей коммуникативного общения детей. Для этого применяются психологические тренинги, консультации психологов и педагогов с детьми и родителями;
- Развитие у ребенка навыков вербального и невербального общения, стимулирование к выражению своих чувств, мыслей и эмоций;
- Создание условий для поддержания сбалансированной деятельности по обучению детей педагогами и их самостоятельными направлениями деятельности;
- Применение технологий моделирования для стимулирования дошкольников к общению со взрослыми и детьми.
Игровая деятельность, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника
Игровая деятельность является ведущим направлением, ориентированным на социализацию ребенка и усвоение им конкретных социальных ролей.
Игра помогает развивать творческие направления деятельности ребенка, стимулирует их активность в творческих и иных направлениях деятельности.
Игра применяется детьми, как модель социальных взаимоотношений. Дети переносят образы социального поведения в игру, моделируя свое поведение в тех или иных социальных ситуациях.
В игре можно приобрести разнообразные социальные навыки деятельности. Дети переносят поведение взрослых в игровую форму, что делает их участниками социальной жизнедеятельность, пусть и в игровой форме.
Игра помогает формированию:
- навыков социального взаимодействия;
- навыков адекватного взаимодействия с различными членами общества;
- навыков разрешения конфликтных ситуаций;
- умений выражать свои эмоции и контролировать их.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника наиболее лучшим образом реализуется за счет сюжетно-ролевых игр. Именно сюжетная игра является наиболее интересной и увлекательной для ребенка дошкольного возраста. Сюжетная игра имеет конкретный сюжет, который необходимо реализовать, не требуя от ребенка создания реального, вещественного продукта. Все действие реализуется «понарошку». При этом, игровая деятельность требует от ребенка выполнения перечня требований, которые помогают развить психические процессы деятельности.
Игровая деятельность требует обязательного участия воспитателя или иного взрослого в игре. Сюжет игры должен отражать возрастной этап развития ребенка дошкольного возраста. Взрослому необходимо направлять детей на реализацию игровых действий и разъяснять их смысловое назначение.