Характеристика деятельности А. С. Макаренко и его методы воспитания
Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко, по воспитанию и перевоспитанию трудных детей, признан во всем мире.
Свою педагогическую деятельность А.С. Макаренко начал в 1920 году, когда ему было предложено возглавить детскую колонию. В первые годы работы он разрабатывает принципы взаимоотношений между педагогами и воспитанниками:
- Равные права и обязанности детей и взрослых
- Строгая организация труда
- Значимость общественного мнения в лице общего собрания коллектива и совета командиров
- Четко установленный перечень проступков, считающихся серьезными: уклонение от выполнения работы, лень, нарушение интересов коллектива, оскорбление товарищей.
В рамках своей теории А.С. Макаренко резко отрицательно высказывался против превращения процесса воспитания подрастающего поколения в игру возрастных психологических, биологических и иных симпатий. Так же он выступал против коммунистических методов воспитания, основанных на «политической бдительности» и «коммунистической направленности».
Суть метода А.С. Макаренко заключалась в том, что в процессе воспитания необходимо учитывать не только позицию воспитанника, но и позицию общества. При чем, позиция общества должна быть более предпочтительнее.
Общественность воспитания проявляется в том, что оно является коллективистским. Исходя из этого, А.С. Макаренко подчеркивал, что каждый ребенок должен выступать в обществе не просто как носитель личного совершенства, а в первую очередь как честный и добрый человек. Он, прежде всего член определенного коллектива, и отвечает не только за свои поступки и поведение, но и за своих товарищей. В настоящее время такое понимание является «старомодным», так как современное воспитание направлено на развитие личности и индивидуальности. Однако, в общем мысль А.С. Макаренко не стоит игнорировать, так как воспитание в первую очередь должно формировать члена общества способного нести ответственность перед собой и перед другими людьми.
Большое значение А.С. Макаренко придавал общественному мнению. Именно оно имеет большое значение в воспитании ребенка, так как способно закалить характер воспитанника, воспитать волю, твердость, несгибаемость, чувство гражданской чести и долга.
Основным показателем того, что воспитание имеет социальное значение, согласно А.С. Макаренко, является то, что воспитание осуществляется не только в семье, но и на государственном уровне (детские сады, школы и т.д.). Именно в семье закладываются основные черты характера ребенка, и создается фундамент его воспитанности. Воспитание, организованное государством, направлено на формирование нравственных правил поведения и последующей социализации ребенка в обществе.
Концепция социального воспитания А. С. Макаренко
Концепция социального воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности ребенка, исходя из тех социальных условий, в рамках которых он существует.
Согласно данной концепции А.С. Макаренко считал, что в условиях трудовой колонии реально воспитать нового человека, советского гражданина и коллективиста.
Формирование педагогической теории А.С. Макаренко осуществлялось в условиях становления советского государства, где процесс воспитания был политизирован. Педагог считал, что только воспитание, основанное на коллективизме, может противостоять мещанству и иным порокам воспитания. Это связано с тем, что, по его мнению, коллективное воспитание дает возможность личности раскрыть свои способности и задатки в коллективе и на его благо.
Основные методы коллективистского воспитания А.С. Макаренко видел в:
- Соревновательности
- Общественном мнении
- Поощрении
- Наказании
Несмотря на то, что А.С. Макаренко предусматривал воспитание личности в коллективе, он при этом не унижал и не принижал личность каждого своего воспитанника. Основным принципом его педагогики было «Как можно больше уважения, как можно больше требований».
Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию у ребенка сознательности и дисциплины. В настоящее время актуальным остается теоретическая разработка ответственности, которую А.С. Макаренко внедрил в практику формирования социально-ответственной личности.
Именно А.С. Макаренко впервые дал точную формулировку отношениям ответственной зависимости и сути ответственных связей. Кроме того, он уделил большое внимание вопросу разграничению понятий «коллективная ответственность», «воспитание ответственности» и «ответственность перед коллективом». Каждое из понятий приобрело свой индивидуальный смысл и значение в формировании личности ребенка.
Все указанное является далеко не полным списком тех проблем, которые были решены А.С. Макаренко в рамках социальной педагогики и общественного воспитания детей. Вклад, который А.С. Макаренко внес в развитие социальной педагогики, является неоценимым, а высказанные идеи актуальными и в настоящее время. Опыт педагога можно переосмысливать и развивать в рамках современной системы воспитания и потребностей, которые предъявляются обществом к подрастающему поколению.
Разработанные А.С. Макаренко принципы воспитания в коллективе и через коллектив, имеют большое значение для любого вида коллектива – трудового, учебного, семейного и т.д., а также для любой социальной общности, где имеются проблемы формирования социально активной и ответственной личности.
Заслугой А.С. Макаренко является теоретическое обоснование и практическое доказательство того, что исходным для формирования человеческой личности является создание коллектива. Именно созданию коллектива он придавал решающее значение в педагогической и воспитательной деятельности
Выделяют ряд актуальных для современного социального педагога идей А. С. Макаренко:
- умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;
- создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;
- создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями;
- широкий круг методов в создании коллектива.