Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте
Нравы – это нормы и эталоны, которыми руководствуются люди, определяя свое поведение и свои ежедневные поступки.
Нравственность – это характеристика личности, в которой объединены такие качества, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм и другие.
Нравственные нормы – это свод правил и требований, определяющих как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации.
Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на процесс формирования личности, то есть, это специально организованное и управляемое взаимодействие воспитателя и воспитанников, конечная цель которого – сформировать личность, нужную и полезную обществу.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников, чтобы сформировать у них нравственные качества, соответствующие требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание состоит из:
- формирования связей с обществом, зависимости от него и необходимости согласовывать собственное поведение с интересами социума;
- ознакомления с нравственными идеалами и требованиями общества, доказательство их разумности и необходимости соблюдения;
- превращения нравственных знаний в нравственные убеждения и создание единой системы этих убеждений;
- формирования устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения в качестве основного проявления уважения человека к людям;
- формирования нравственных привычек.
Важнейшее средство нравственного воспитания – созданные в культуре народа на разных этапах исторического развития нравственные идеалы, то есть образцы нравственного поведения, к которым должны стремиться все люди. Обычно формирование нравственных идеалов протекает в рамках гуманистического мировоззрения в качестве обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек может выразить собственное отношение к окружающей его природной и социальной среде.
Нравственное воспитание будет эффективным только в том случае, если его следствие – нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитания является целенаправленным влиянием индивида на самого себя, чтобы выработать желаемые черты характера. Самосовершенствование – процесс углубления общего нравственного развития личности, возвышение целостного образа жизни, поднятие его на более высокий качественный уровень.
Нравственное воспитание в ДОУ помогает сформировать любовь к Родине, бережное отношение ко всему разнообразию собственности и творческое отношение к труду. Его результат – это развитие коллективизма, здорового индивидуализма, внимательного отношения к человеку, требовательности к себе, высоких нравственных чувств, например, патриотизма, сочетание общественных интересов с личными.
Иными словами, нравственное воспитание является непрерывным процессом, начинающимся в момент рождения ребенка и продолжающийся всю его жизнь, и направленные на овладение им определенным набором правил и поведенческих норм.
Значение сказки в воспитании нравственного старших дошкольников
Сказка – один из наиболее распространенных и богатых жанров устного этнического народного творчества. Сказки рассказывают на всех языках мира. Дети слушают их с большим интересом, но часто к ним прислушиваются и взрослые. Нвне сказки – это не только устное творчество, они живут и в книгах. Человечество не отказывается от сказки: сказочные образы идут рядом с человеком с доисторических времен и до настоящего времени.
Сказки развивались вместе с народом, из века в век создававшим и пересказывающим их, постепенно сказки изменяли не только свое содержание, но и форму – жанровые признаки, так как изменялось и отношение народов к ним.
Также можно рассмотреть разновидности сказок. Сказки обычно основаны на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и имеет богатый социальный и нравственно-педагогический потенциал.
Любая сказка имеет определенный педагогический эффект: она помогает в обучении, воспитании, предупреждает и учит, побуждает к определенной деятельности и даже лечит. Иными словами, потенциал сказки значительно богаче ее художественно0образной значимости. Сказка – одно из важнейших нравственно-педагогических средств формирования личности. Сказка, как любое явление искусства, характеризуется компенсаторной функцией. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте, так как ограничен половой дифференциацией в профессии, пространстве, происходящих событиях.
Сказка сопровождает все взросление ребенка, начиная с самого раннего возраста. Созданная в древние времена сказка, живет до настоящего времени, увлекая детей своим содержанием и художественной формой.
Сказка представляет собой рассказ о том, что заведомо не может произойти. В ней обязательно присутствует нечто фантастическое и неправдоподобное: говорящие животные, на первый взгляд обычные предметы вдруг оказываются волшебными.
Именно сказки для детей выступают первым образцом литературного творчества, мира взаимоотношений между людьми и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, при этом оставляя простор для воображения ребенка. К тому же, именно со сказкой ребенок знакомится в самом юном возрасте, растет и развивается, читая разные сказки.
Нравственные понятия, такие как честность, доброта и человеколюбие, ярко представленные в образах героев сказок, закрепленные в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превратились в эталоны нравственного поведения, которые регулируют желания и поступки детей.