Сущность фольклора и его роль в школьном образовании
Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное, художественная коллективная творческая деятельность какого-либо народа, в которой отражена его жизнь, воззрения и идеалы.
Народное творчество зародилось в глубокой древности и являлось исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выражает народное самосознание. Отдельные исследователи в качестве народного творчества рассматривают все виды непрофессионального искусства.
Фольклор при этом не может изучаться без помощи лингвистики, без изучения диалекта и говора на котором и созданы рассматриваемые устно-поэтические произведения. При этом фольклористика – часть литературоведения, а фольклор – часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература – словесно образное познание, отражающее общественную действительность. Коллективное начало в фольклоре, анонимность подавляющего большинства фольклорных памятников и значительная роль традиций в фольклоре накладывай свой отпечаток на фольклор, обуславливая ряд особенностей его изучения.
Детский фольклор представляет особенную область народного творчества, особый детский мир. На протяжении многих веков прибаутки и потешки, приговорки, сказки мудро воспитывают и поучают детей, родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Фольклор формирует ряд нравственных привычек, отношение к наиболее значимым аспектам народной духовной жизни.
Формирование детского фольклора идет под влиянием многих факторов, к которым относят воздействие разнообразных социальных и возрастных групп и их фольклора, массовой культуры и бытующих представлений и пр.
Детский фольклор ориентирован на общие закономерности возрастного развития детей, обладает четким функциональным назначением каждого своего жанра. Иными словами, каждый из жанров детского фольклора по-своему помогает сохранить душевное, психическое и физическое здоровье ребенка, развить его личность, установить разнообразные отношения в обществе взрослых и детей.
Воспитательный потенциал сказки
Сказка – это вид фольклорной прозы, который встречается у самых разных народов и подразделяется на несколько жанров.
Единая общепринятая классификация сказок отсутствует, литературоведы группируют их по-разному. Например, Померанцева Э.В. подразделяет их на сказки:
- о животных;
- волшебные;
- авантюрно-новеллистические;
- бытовые.
Пропп В.Я. в свою очередь делит сказки на:
- волшебные;
- кумулятивные;
- о животных, растениях, неживой природе и предметах;
- бытовые или новеллистические;
- небылицы;
- докучные сказки.
Важнейшая характеристика сказки – присутствие в ей обязательной установки на вымысел, чем и определяется сказочная поэтика.
Волшебные сказки выделяют не по признаку волшебности или чудесности, а по четкому композиционному строению. Основой волшебной сказки является образ инициации, то есть перехода, отсюда и распространенные иные царства, в которые должен попасть герой, чтобы найти невесту или сказочную ценность, после чего он вернется домой. Также к характерным особенностям сказки относят словесный орнамент, присказки, концовки и устойчивые формулы.
Кумулятивные сказки базируются на многократном повторении одного из звеньев, в результате чего образуется нагромождение или цепь, либо последовательные встречи, либо отсылки.
Все другие сказки выделяют в особый жанр не по композиции, еще недостаточно изученной, а в соответствии с иными признаками, в частности, по характеру действующих лиц.
Сказки о животных и растениях, о неживой природе и предметах также составляют небольшую долю русских сказок, тогда как у северных народов и народов Африки сказки о животных широко распространены.
Бытовые или новеллистические сказки разделяют по типам персонажей. Небылицы рассказывают о событиях, которые никогда не могли бы произойти в жизни. Докучные сказки, которые можно назвать потешками и прибаутками, призваны успокоить детей, которые требуют рассказать сказку.
Наука о сказке, как одном из важнейших средств воспитания духовно-нравственных качеств детей превратилась в самостоятельную дисциплину в начале ХХ века. Ее становление не связано ни с одной научной школой, свой вклад удалось внести ученым разных научных направлений.
Мифологическая школа отстаивала основной положение о том, что сходство сюжетов определяется общим прамифом, наследованным разными народами единого предка.
Яркие представители данной школы – Якоб и Вильгельм Гримм – немецкие филологи и фольклористы. Они стремились точно передать тексты преданий, сохраняя, на сколько это возможно, черты, свойственные устному повествованию.
Компаративистская школа развивала идею о том, что сходство в произведениях народов Евразии, не обязательно родственных, сформировалось посредством заимствований, или из общего источника. Преимущественно изучали миграцию и развитие во времени литературных и фольклорных образов, сюжетов и мотивов. В России крупнейшим представителем компаративистики был филолог Веселовский А.Н.
Английская антропологическая школа утверждала, что сходство сказочных сюжетов продиктовано их самозарождением на единой бытовой и психологической основе.
В волшебной сказке, наиболее интересной детям и наиболее часто использующейся для воспитания детей, встречается семь типичных персонажей: злодеи, помощники, дарители, искатели, гонцы, герои и ложные герои. Если какой-то персонаж отсутствует, то его функцию передают самому герою. Помимо деления на жанры, сказки можно разделить на типы, которые могут распадаться на сюжеты, подразделяющиеся на версии и варианты.
При работе со сказочными сюжетами, мотивами и образами, символикой и языком, учитель может решить ряд образовательных и воспитательных задач.