Система школьного образования в Северной Америке знаменита разнообразием школ, каждая из которых имеет свою особенную программу обучения и методики преподавания. Школьная система образования имеет несколько уровней, деление на уровни осуществляется по возрастному принципу.
Подготовка детей к обучению в школе
Основной целью дошкольного образования в Северной Америке является комплексная подготовка ребенка к школе. В связи с чем, частым явлением стало образование таких учебных заведений как школа – ясли.
Подготовка к школьному обучению начинается с яслей, в основу методической деятельности которых заложен принцип игры с постепенным переходом к чтению и письму. Осуществляется формирование трудовых навыков, а также упор на всестороннее развития ребенка (лепка, музыка, рисование, физическая культура и т.д.).
Каждому ребенку, с момента поступления в образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) заводят портфолио, в котором отражаются особые достижения в учебе.
По окончанию дошкольного заведения, в ряде учреждений детям выдаются сертификаты, с указанием достижений воспитанника. В некоторых школах данный сертификат является необходимым условием для зачисления ребенка в начальную школу.
Обучение в школе
Школьное обучение в Северной Америке представлено начальной и средней школами.
Поступление в начальную школу происходит по итогам теста. Анализ полученных в ходе тестирования результатов направлен на выявление уровня умственных способностей ребенка. Детей делят согласно результатам теста на «одаренных» (группы А), «нормальных» (группа В) и «неспособных» (группа С). Требования и общая ориентация образовательного процесса зависит от группы учащихся. Так, учеников группы «А» с самого первого дня ориентируют на последующее поступление в колледж, требования к знаниям учеников данной группы более строгие, задания сложнее.
Содержание обучения в начальной школе осуществляется согласно учебному плану, преподаются следующие предметы: чтение, письмо, литература, орфография, родной устный язык, география, арифметика, история, естествознание, гигиена, музыка, изобразительное искусство, ручной труд и физическое воспитание. Распределение времени на изучение каждого предмета разное, зависит от значимости предмета (например, арифметика, письмо, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции).
Средняя школа предусматривает две ступени обучения: младшая ступень обучения (3 года) и старшая ступень обучения (3 года).
Особенность обучения на средней ступени:
- Учебный год делится на семестры, каждый семестр составляет 170-186 учебных дней.
- Учебная неделя – пятидневная.
- Ежедневная нагрузка на учеников 5-6 уроков.
- Занятия длятся в период с 8.30 ч. До 15.30 ч.
- Начиная с 8 класса, детям предоставляется возможность выбора предметов.
- Обязательными для изучения являются английский язык, математика, естествознание, обществоведение, гигиена, физическая культура, музыка, труд и изобразительное искусство.
В системе школьного образования существует несколько различных типов средних школ:
- академические (ориентируют учащихся на получение высшего образования, поступление в среднюю школу такого типа предусматривает сдачу теста с результатом не менее 90%);
- профессиональные (готовят учащихся с практической деятельности);
- многопрофильные (предусматривают с 9 класса наличие различных отделений: сельскохозяйственное, общее, индустриальное и т.п.).
Школы среднего звена в Северной Америке представлены государственными школами (предоставляют всем возможность получения обязательного среднего образования) и частными школами (предоставляют более высокий уровень образования на платной основе).
Помимо посещения школы, каждому родителю предоставляется возможность прохождения ребенком школьной программы на дому. Причины выбора домашнего обучения могут быть различные (состояние здоровья, религиозные убеждения и т.д.).
Большой интерес вызывает тот факт, что в системе школьного образования Северной Америке нет единой системы оценок. Так, некоторые школы используют шкалы в цифрах, а некоторые в буквах. Наибольшее распространение имеет пятибалльная шкала в буквенном выражении (максимальная оценка А, самая низкая F).
Основная форма проверки знаний учащихся (промежуточный, итоговый и т.д. контроль) – это тестирование.
В некоторых школах организуют специальные курсы для одаренных детей, которые приравнены по сложности к уровню университетских. После окончания такого курса учащиеся получают рекомендательные письма, которые являются бонусами при поступлении в элитные учебные заведения.
Обучение в средней школе заканчивается сдачей зачетов по 16 академическим курсам, которые выбираются учащимися самостоятельно, на протяжении заключительных 4-х лет обучения. По итогам окончания школы учащиеся получают диплом об окончании средней школы.
Обучение на каникулах
Система школьного образования в Северной Америке подразумевает непрерывный образовательно-воспитательный процесс, который осуществляется и во время каникул. На каникулах учащиеся посещают различные лагеря, которые предусматривают не только организованный отдых, но и различную образовательную деятельность.
Эффективность летнего обучения обусловлено наличием профессиональных педагогов, современные средства подачи учебного материала, а также уникальность построения учебного процесса. В отличие от привычного стандартного урока, в летних лагерях Северной Америки используются современные педагогические технологии, такие как игровые, постановка проблемных ситуаций, ролевые игры, встречи с интересными людьми и т.д. Организованный таким образом педагогический процесс не только эффективен в плане получения и закрепления знаний по определенной дисциплине, но и очень познавателен и интересен для детей.