Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Финансирование системы школьного образования зарубежный и российский опыт

Все предметы / Финансы / Финансирование системы школьного образования зарубежный и российский опыт
Содержание статьи

Что такое финансирование?

Определение 1

Финансирование – это обеспечение необходимым объемом финансовых ресурсов отдельных хозяйствующих единиц, секторов национальной экономики, экономики в целом, отдельных регионов, сфер общественной жизни.

Как правило, финансирование на современном этапе развития реализуется за счет финансовых ресурсов хозяйствующих единиц и различных экономических субъектов, бюджетов различных уровней, функционирующих внебюджетных фондов, инвесторов и прочих источников. Объем финансирования устанавливается на основании запланированных расходов и источников их финансирования. В коммерческих экономических субъектах финансовые ресурсы и связи между ними находят свое отражение в бизнес-плане экономического субъекта. Финансирование расходов на осуществление текущей деятельности и на расширение деятельности государственных и региональных субъектов и учреждений, реализуется в большей части за счет финансовых ресурсов федерального или региональных бюджетов.

На сегодняшний день финансирование базируется на принципах:

  • обязательного планирования;
  • целевой направленности средств;
  • безвозмездности ассигнований, которые выделяются из бюджетов различных уровней;
  • расходования финансовых ресурсов в строгом соответствии с бизнес-планом хозяйствующей единицы или сметного субъекта;
  • соблюдения режима экономии.

Зарубежный и отечественный опыт финансирования школьного образования

В рамках финансирования отечественного школьного образования основным источником финансирования расходов на образование являются финансовые ресурсы бюджетов различных уровней.

За счет бюджетных средств федерального уровня финансируются следующие направления:

  • непосредственное содержание образовательных организаций, функционирующих на федеральном уровне;
  • реализация государственных образовательных уровней, которые приняты на федеральном уровне;
  • образовательные субвенции в рамках реализуемых трансфертов нуждающимся в финансировании субъектам РФ.

На сегодняшний день осуществляется передача ответственности за финансирование некоторых видов образования с федерального уровня на уровень отдельных субъектов РФ и муниципалитетов.

Готовые работы на аналогичную тему

Переход к рыночной экономике в значительной мере расширил возможности образовательных организаций в отношении привлечения финансовых ресурсов для финансирования собственной текущей деятельности. Так, на сегодняшний день экономические субъекта вправе привлекать финансовые ресурсы, в т. ч. в иностранной валюте, за счет предоставления частным лицам различных платных дополнительных образовательных и прочих услуг, которые предусмотрены уставом такой организации, а также пожертвований, внесенных на добровольной основе, и целевых взносов частных лиц и экономических субъектов. Привлечение организацией, предоставляющих образовательные услуги, дополнительных финансовых ресурсов не влечет за собой снижения утвержденных нормативов и абсолютной величины его финансирования за счет бюджетов различных уровней.

Государственные организации на современном этапе развития имеют право на самостоятельной основе выбирать образовательные программы, предлагать своим клиентам широкий спектр образовательных услуг частным лицам на платной основе.

На сегодняшний день привлечение дополнительных источников финансирования образовательной деятельности возможно посредством:

  • осуществления предпринимательской деятельности непосредственно образовательной организацией;
  • взаимодействия с частными лицами и хозяйствующими единицами, экономическими субъектами, которые способны реализовывать благотворительную деятельность в пользу такой образовательной организации или же готовы стать спонсорами ее функционирования.

Согласно действующей редакции ФЗ «Об образовании» на платной основе может быть предоставлен исключительно тот перечень услуг, который не предусмотрен основными для такой организации программами, финансируемыми за счет финансовых ресурсов бюджета.

Зарубежный опыт финансирования нельзя назвать однозначным, как его трактуют сторонники единой экономической эффективности в области исполнения функций государства в социальной сфере. В качестве примера рассмотрим особенности предоставления образовательных услуг в Чили. В этой стране растёт уровень образования для богатых, которые могут позволить себе оплатить обучение в частном университете, это конечно же позитивное явление, но ввиду отсутствия финансирования за счет бюджета образования для социально незащищенных слоев населения ситуация в целом в данной сфере лишь ухудшается.

Сфера получения образования, в т. ч. школьного, чаще всего находится в ведении государства, в связи с чем наиболее часто финансируется за счет средств бюджетов различных уровней. В случае наличия дефицита бюджетных средств для финансирования сферы образования значительная часть государств финансирует образовательные организации за счет внебюджетных средств. В таком случае привлечение финансовых ресурсов реализовано, как правило, по следующим направлениям:

  1. введение частичной или полной оплаты расходов на образование, в т. ч. предоставление образовательного кредита;
  2. стимулирования развития частного сектора, который предоставляет элитарное образование с применением различных инновационных методик и средств обучения.

На сегодняшний день все большую популярность приобретает получение образования на платной основе. Особую популярность платное образование получило в Соединённых штатах Америке и Канаде, а в странах Центральной Европы данный вопрос только находится на этапе обсуждения. В связи с недостаточной дифференциацией уровня заработной платы сотрудников, а также отсутствием эффективно функционирующей системы студенческих кредитов (например, в Швеции), страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция активно противостоят введению платы за получение образования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис