Система профессионального развития педагогов – это совокупность взаимосвязанных направлений профессионального роста и обучения педагогов, ориентированных на развитие у них профессиональных качеств, профессионального мастерства, развитие и совершенствование профессиональных навыков, приводящее к повышению качества их профессиональной деятельности.
Система профессионального роста и развития педагогов строится в опоре на принципы профессиональной педагогической подготовки и социальный заказ на текущем этапе развития общества.
Структура системы профессионального развития педагогов
Система профессионального развития педагогов носит непрерывный характер. Это означает, что обучение педагога не заканчивается на этапе окончания высшего или среднего профессионального учебного заведения, магистратуры или аспирантуры. Оно продолжается и в дальнейшем. Педагоги постоянно обучаются, расширяют свой опыт деятельности, подстраивают свою работу под тенденции социального развития и потребности общества, повышают уровень своего мастерства и квалификации.
В состав системы профессионального развития педагогов входят следующие компоненты:
- Система повышения квалификации педагогов.
- Аттестация педагогических работников на соответствии ими своей должности и ее требованиям.
- Самообразование педагогов.
- Участие в методической деятельности.
- Участие в научно-исследовательской педагогической деятельности, экспериментальных разработках, конкурсах, конференциях, экспертных оценка.
- Использование в работе передового педагогического опыта и освоение инновационных педагогических технологий.
Все эти направления деятельности ориентированы на совершенствование педагогических навыков, повышения уровня профессионального развития педагогов.
Система повышения квалификации педагогов предполагает периодическое обучение педагогов в специальных учебных заведениях, деятельность которых ориентирована на повышение их квалификации и перевод профессионального уровня развития педагогов на новый уровень.
Повышение квалификации педагогов напрямую связано с ростом и развитием учащихся, повышением качества образовательной деятельности. Работа по повышению квалификации педагогов реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях. Раз в пять лет педагоги проходя обучение и сдают экзамены, отражающие его успешность. Это закреплено в законодательстве страны.
Что касается аттестации педагогов, то она реализуется в качестве механизма мотивации их профессионального роста и развития. Педагоги регулярно проходят аттестацию, сдают экзамены на соответствие своих знаний и навыков, занимаемой должности. Аттестация оценивает не только уровень профессионального развития педагога, но и демонстрирует ему его сильные и слабые стороны, те аспекты профессиональной деятельности и профессиональных качеств, на которые стоит обратить внимание, чтобы улучшить качество своей работы.
Самообразование педагогов – это постоянный процесс их личностного и профессионального развития.
Оно реализуется каждым педагогом по-разному. Все зависит от его самооценки, видения им своих профессиональных проблем, недостатков работы и умения самостоятельно добывать знания и находить им практическое применение. Желание самообразовываться, саморазвиваться и самосовершенствоваться – основной фактор успеха профессионального развития педагога и успешности его профессиональной деятельности.
Принятие педагогом участия в методической деятельности является, также, способом его профессионального развития, а точнее, составным компонентом целостной системы непрерывного профессионального развития педагогов. Методические разработки отражают видение педагогом путей развития образовательного процесса отдельного учебного заведения и всей системы образования. Они тренируют навыки планирования и прогнозирования, позволяют делиться опытом деятельности.
Научно-исследовательская деятельность педагогов, участие в конференциях и экспертных оценках, позволяет педагогу проверить актуальность своих идей, исследовать различные аспекты педагогической деятельности, дает информацию об актуальных научных педагогических проблемах, теориях, разработках, вводит в круг общения с педагогами разного уровня развития, позволяет обсудить насущные педагогические проблемы с профессионалами, развивает навыки публичных выступлений и позволяет обменяться опытом профессиональной деятельности.
Использование педагогом в работе современных педагогических технологий повышает его профессиональную компетентность, качество его деятельности. Главное – умение рационально и целесообразно их применять. Современные педагогические технологи расширяют возможности педагогов и делают процесс обучения более интересным и целеориентированным.
Кроме того, педагогу требуется изучать передовой педагогический опыт, знакомится с деятельностью коллег и их успехами и находить ему практическое применение в своей профессиональной деятельности, в решении актуальных педагогических задач.
Рисунок 1. Модель системы повышения профессионального мастерства педагогов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Критерии оценки эффективности функционирования системы профессионального развития педагогов
Система профессионального развития педагогов функционирует в опоре на тесное взаимодействие всех ее составных компонентов. Успешность развития педагогов по каждому из рассмотренных направлений повышает качество его работы и отражает продуктивность всей системы профессионального развития педагогов.
Критериями оценки эффективности функционирования этой системы являются:
- Удовлетворенность педагогов результатами своего руда, своими достижениями, вознаграждением своего труда и поощрениями;
- Формирование в учебном заведении комфортной, благоприятной профессиональной обстановки, психоэмоционального микроклимата;
- Проявления педагогами интереса к исследованиям, творчеству, инновациям в своей профессиональной деятельности;
- Постоянное освоение педагогами новых методов и технологий реализации учебно-воспитательной деятельности, новыми формами и подходами к работе;
- Развитие профессиональной самодеятельности педагогов на высоком уровне;
- Постоянный рост качества образовательной деятельности;
- Своевременное выявление и практическое использование передового педагогического опыта;
- Достойная оплата труда педагогов;
- Качественная система методического обеспечения педагогической деятельности.