Страны СНГ, некогда были советскими республиками, на территории которых существовала единая система образования и единые образовательные стандарты. Дипломы и аттестаты республик признавались на территории всего Советского Союза. С распадом СССР системы образования и стандарты республик стали отличаться друг от друга, в связи с чем, встал вопрос о создании единого образовательного пространства на территории стран СНГ, с ориентацией на европейские стандарты. Для решения данного вопроса, страны СНГ в 1999 году вошли в зону Болонского процесса.
Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств
Единое образовательное пространство стран СНГ – это общие принципы государственной политики, направленные на единство и согласованность образовательных программ, нормативных сроков обучения, критериев оценивания знаний и получение образования, признаваемого на всей территории бывшего СНГ.
Цель Концепции – это создание принципов, направлений, условий и этапов создания единого образовательного пространства.
Основная идея Концепции – это сближение национальных систем образования стран СНГ, для формирования единой (общей) системы образования, с учетом национальных особенностей каждой республики.
Принципы Концепции:
- гуманизация системы образования;
- образование должно иметь светский характер;
- демократизация образования;
- ориентир на общечеловеческие ценности;
- общедоступность и непрерывность образования;
- преемственность образовательных программ;
- наличие разнообразных образовательных учреждений, учебных программ и современных технологий обучения;
- единение культурного и образовательного пространств;
- возможность получения образования бесплатно (реализация конституционного права каждого гражданина на получение образования).
Меры, призванные обеспечить единую систему образования в странах СНГ:
- Предоставление каждому гражданину страны-участницы возможности получения бесплатного образования, с момента достижения установленного законом возраста.
- Установления четких оснований, закрепленных в законе, по которым ребенок может быть отчислен из учебного заведения.
- Создание специальных учебных заведений для детей с различными видами заболеваний, которые не имеют возможности посещать общеобразовательные учреждения (обеспечение возможности получения образования всем гражданам).
- Юридическая ответственность родителей за неисполнение обязанностей по получению детьми базового образования.
Характеристика системы школьного образования в странах СНГ
Согласно установленной Концепции система школьного образования в странах СНГ имеет следующие характерные аспекты:
- Ориентир на классно-урочную систему, которая на сегодняшний день признана малоэффективной, так как не учитывает потребности и индивидуальные особенности учеников.
- Создание системы мониторинга и повышение уровня квалификации педагогических работников.
- Разработка и внедрение единых образовательных стандартов.
- Соблюдение прав учеников и их родителей, направленных на предоставление возможности участия в образовательном процессе.
- Внедрение и использование современных и актуальных технологий в образовательный процесс.
- Пропаганда необходимости получения образования.
- Введение обязательной работы школьных психологов с детьми, с целью установления дифференцированного подхода к учащимся.
- Единение законодательных законов в сфере школьного образования и законодательства государства.
Таким образом, данные аспекты должны способствовать созданию и развитию единой системы школьного образования в странах СНГ, с целью признания всеми странами аттестата об образовании и полученных знаний.
Характеристика системы высшего образования в странах СНГ
Система высшего образования в странах СНГ на сегодняшний день имеет ориентир на систему высшего образования в Европе и США. С 2011 года многие страны СНГ перешли на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат. Срок обучения не менее 3-х лет. В России обучение на бакалавриате рассчитано на 4 года. После окончания бакалавриата выпускники получают диплом об оконченном высшем образовании. Однако не все работодатели признают дипломы бакалавров, так как за такой короткий срок обучения не возможность полноценно овладеть необходимыми навыками и компетенциями. Особенно это касается технических специальностей. Так же проблема состоит в менталитете старшего поколения, которые считают, что бакалавриат – это своего рода неоконченное высшее образование.
Обучение на бакалавриате заключается в изучение общих и профильных дисциплин, сдаче промежуточных и итоговых экзаменов, письменных проверочных работ. В ряде учебных заведений внедряется система «кредитов», бальная система изучения дисциплин. В основном это дистанционные заочные ВУЗы.
По итогу обучения студенты сдают государственные экзамены и защищают выпускную квалификационную работу (дипломная работа, имеющая исследовательское направление). В ряде учебных заведений студенты-выпускники сдают либо экзамены, либо проходят процедуру защиты дипломной работы.
Поступление в магистратуру необходимо тем, кто желает осуществлять научную и исследовательскую деятельность. Обучение в магистратуре схоже с бакалавриатом. Отличие только в том, что в учебной программе магистратуры отводится больше времени на творческие, исследовательские и научные работы, а также на практическую деятельность. По итогу окончания магистратуры студент-выпускник сдает государственные итоговые экзамены и защищает магистерскую диссертацию. При успешной сдаче итоговых испытаний присваивается ученая степень.
Таким образом, реформа системы образования в странах СНГ положительно отражается на создании единого образовательного пространства, путем внедрения опыта стран Европы и США.